12430

Деньги подземелья

Успеют ли в срок построить самую дорогую станцию метро в Алматы?

Деньги подземелья

Уже в конце этого месяца в полном объеме заработают 11 станций метрополитена - свои двери распахнут “Бауыр­жан Момышулы” и “Сары-Арка”. В конце 2021 года произошло техническое открытие обеих точек - с того момента поезда ходили в тес­товом режиме. Но вот наконец все мелочи доделаны, а недоработки устранены. Ориентировочно 25 мая красную ленточку перережет аким города Ерболат ДОСАЕВ, а в начале июня планируется, что под землю спустится и президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Фактически это означает, что второй пусковой комплекс подземного транспорта завершен, а работа над третьим продолжается уже почти полтора года! Правда, есть и плохая новость: рыть тоннели к новой станции метро “Калкаман” не начали до сих пор.

В это трудно поверить, но только сейчас, спустя 10 лет после открытия Алматинского метрополитена, он наконец-то перестанет быть декоративным видом общественного транспорта, начнет приносить реальную пользу. В настоящее время услугами подземки пользуются 40-50 тысяч пассажиров в сутки, но, после того как “Сары-Арка” и “Бауыржан Момышулы” начнут работать, поток увеличится примерно в два раза! Фактически это означает, что жители спальных районов - микрорайонов “Жетысу”, “Мамыр”, “Аксай” - и ближайшего пригорода смогут без пробок и очень быстро добираться до центральной части города. Путь от конечной до конечной займет около получаса, а тут еще городские власти приобрели дополнительные поезда, чтобы сократить время ожидания между ними.

Город почувствует эффект, может, и не сразу, но довольно быстро. Со временем появится возможность убрать автобусы с проспекта Абая, а потом, чем черт не шутит, отказаться и от выделенных полос для общественного транспорта. Да и дотировать перевозки больше не придется - мет­ро обязательно выиграет конкуренцию у автобусов и троллейбусов. Это вопрос времени.

Но останавливаться на этом не стоит. Поэтому строительство подземки продолжается, правда, пока только на бумаге.

С 2020 года тендер на строительство новой станции “Калкаман” исполняет компания Bazis Construction, как нетрудно догадаться, одно из подраз­делений крупной строительной фирмы. Алматинцы хорошо знакомы с продуктами этой организации - именно Bazis Construction строил развязку на пересечении улицы Саина и проспекта Райымбека, которая не­ожиданно рухнула в апреле 2015 года, а видео обрушения моста облетело все СМИ. С того момента прошло много времени, компания за это время много чего построила и вот добралась до метро.

По всей видимости, менеджеров привлекла стоимость проекта - станцию “Калкаман” чиновники оценили в 42 миллиарда тенге, и в 2019 году этот лот на сайте госзакупок оказался самым крупным. Фактически эти деньги выплачивают за тоннели от “Бауыржана Момышулы” до калкаманской больницы, откуда и до крупнейшего в стране продовольственного рынка “Алтын Орда” рукой подать. Задумка классная, особенно для жителей пригорода, в том числе для нескольких огромных жилых массивов, например, для “Асыл Арман”, где 72 девятиэтажки, или для десятков многоэтажек в комплексе “Алма Сити”, а еще там есть “Премьера” и другие ЖК.

Но в то же время высока вероятность, что обитатели этих районов смогут воспользоваться подземным транспортом очень нескоро. И загвоздка связана как раз с работой подрядчика. Еще в 2020 году, когда стало известно, что конкурс выиграл именно Bazis, возникли опасения, что компания не сможет выполнить взятые на себя обязательства. И дело тут не в нехватке опыта подобного вида работ, хотя и это важный фактор. Просто у Bazis Construction отсутствовала необходимая техника.

Речь идет о так называемом проходческом щите - это такая сборная конструкция, которая роет тоннель и одновременно укрепляет его стены, потолок и пол бетоном. То есть задача такого оборудования не просто прорыть проход под землей, а сделать его безопасным. У прежнего подрядчика - АО “Алматыметрокурылыс” - было сразу два щита: один большой, второй поменьше. А его сменщик выиграл конкурс на 42 миллиарда, не имея у себя на балансе ни одного такого аппарата. И это удивительный факт, поскольку при проведении госзакупок наличие определенного вида техники является обязательным условием.

Так выглядит тот самый проходческий щит.

В прошлом году редакция газеты “Время” направляла официальный запрос на имя тогдашнего акима города Бакытжана САГИНТАЕВА. Нас интересовало, когда же Bazis Construction приступит к своим непосредственным обязанностям и начнет копать. Тогда мы получили ответ за подписью Ерлана АДИЛОВА, начальника управления городской мобильности. В этом документе чиновник клятвенно обещал, что подрядчик получит всю необходимую технику в феврале-июле 2021 года, а раньше, дескать, ему и смысла не было ничего рыть, поскольку возникла необходимость закрепить русло реки Каргалы, чем, собственно, строители и занимались. При этом Адилов рассчитывал, что до конца 2021 года тоннельные работы все-таки стартуют.

Но вот начался 2022-й, уже прошло почти пять месяцев, однако Bazis так и не начал копать. Правда, один щит у компании уже появился - он спущен под землю, и его сейчас собирают. Как заверяют в акимате Алматы, куда редакция снова направляла запрос, подрядчик зайдет в тоннель в июле 2022 года.

При этом чиновники мягко игнорируют тот факт, что щит у Bazis не новый, куплен где-то с рук, непонятно, в каком состоянии. Учитывая, что грунт под Алматы очень сложный и состоит из больших и маленьких булыжников, работы могут затянуться на неопределенный срок.

Грунт под Алматы очень сложный.

По планам городских властей, открытие станции “Калкаман” намечено в 2025 году. И если Bazis Construction действительно уложится в этот срок, будет просто прекрасно. Но если трезво оценивать перспективы, с одним щитом прорыть все тоннели за оставшееся время практически нереально.

Есть еще один важный фактор - стоимость работ. Изначально конкурс разыгрывался на 42 миллиарда, однако не так давно было принято решение изменить месторасположение станции и сократить расстояние до “Бауыржана Момышулы”. Таким образом, подрядчику откровенно повезло - ему придется прорыть на пару сотен метров меньше, чем указано в тендерной документации. Логично, что это должно сократить и расходы государства на услуги Bazis. Но в ответе на наш запрос точно не сказано, получит компания меньше денег или больше. Есть опасения, что объем работы строительной компании сократится, а вот сумма контракта возрастет. Такие вещи происходят, например, из-за корректировки курса тенге к доллару, когда чиновники идут навстречу коммерсантам и увеличивают им выплаты в связи с инфляцией. Правда, не всем, а только самым везучим.

Одним словом, ситуация вокруг строительства новой станции метро выглядит очень запутанно. Оборудование привезли с явным опозданием, проект уже подрезали, но не факт, что заложенная сумма сократится тоже. И, самое главное, непонятно, что будет с графиком. Пока работы идут с явным опозданием.

Сейчас тоннель заканчивается сразу за станцией “Бауыржан Момышулы”.

Совершенно очевидно, что строить метро в Алматы таким способом и такими темпами слишком долго и малоэффективно. Акимату следует проработать вопрос с привлечением инвестора, согласовать проект концессии или просто договориться с кем-нибудь о государственно-частном партнерстве. Может быть, для этого Ерболата Досаева, имеющего опыт работы в частном секторе, и назначили акимом города. Сдавать одну станцию пять лет - очень долго и неэффективно.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть