Приговор без веских доказательств
В Уральске молодого мужчину осудили на длительный срок заключения, опираясь только на слова людей, которые признались, что оговорили его.
В редакцию обратились родственники Дархана БАЯНОВА (на снимке), которого осудили по нескольким статьям Уголовного кодекса на девять лет лишения свободы. Примечательно, что в суде не было представлено ни одного прямого доказательства участия Баянова в преступлениях, которые совершили его знакомые, его не опознает ни один из потерпевших. Более того - у осужденного есть алиби.
По версии следствия, Дархан Баянов являлся идейным вдохновителем преступного трио, которое в ноябре 2020 года совершило ограбление владельца обменного пункта, а в феврале 2021-го - еще одного обменника валюты.
Несколько лет назад Баянов отбывал срок вместе с жителями Актобе КУТЖАНОВЫМ и ХАСЕНОВЫМ. В ноябре 2020 года актюбинцы приехали в Уральск и попросили его помочь им снять квартиру. После этого они совершили ограбление и в тот же вечер уехали в Актобе. Через пару месяцев гастролеры вновь появились в Уральске и опять попросили снять для них квартиру. В этот раз они совершили разбойное нападение на магазин и расположенный в нем пункт обмена валюты.
Во время суда Кутжанов и Хасенов дали показания, совершенно отличные от тех, что давали во время следствия. Они однозначно заявили, что Баянов в их преступлениях не только не участвовал, но даже не знал о них. Все, чем он помогал своим товарищам по отсидке, - это аренда квартиры.
Различия в показаниях оба подсудимых объяснили тем, что на них во время следствия оказывалось моральное и физическое давление. В апелляционной жалобе указано, что их везли из Актобе в Уральск ночью на частных машинах. В пути Кутжанова избивали, и факт телесных повреждений был у него зафиксирован при приеме в уральский ИВС. Хасенова истязали, держа раздетым на морозе, и не давали сходить в туалет. Как следствие, у него развилось серьезное урологическое заболевание.
- Все документы, подтверждающие избиение и заболевание, были судом приобщены к материалам уголовного дела, - говорит адвокат Баянова Загир ВАГАПОВ.
- Целью незаконных действий сотрудников полиции, со слов Кутжанова и Хасенова, были нужные для следствия показания, а именно оговор Баянова в его причастности к преступлениям.
Закон в таких случаях требует проверки всех обстоятельств, чтобы исключить противоправные способы получения доказательств. Соответственно, суд первой инстанции поручил прокурору проверить доводы подсудимых. Однако этот самый суд, не дожидаясь результатов назначенной им же проверки, однозначно оценил показания Кутжанова и Хасенова ложными и продолжил рассмотрение дела, опираясь на них.
И это вполне объяснимо, ведь первоначальные показания подельников - это все, на чем базируется обвинение Баянова. Ни одной улики, хотя бы косвенно указывающей на его участие в этих событиях, у следствия нет.
Из материалов дела следует, что ограбление валютчика подельники совершили вчетвером. Кроме Кутжанова, Хасенова и Баянова в деле принимал участие некий Нурик, следствием так и не установленный. Из описательной части приговора суда следует, что Нурика в дело привлек Баянов, тогда как во время суда Хасанов и Кутжанов сообщили, что с этим самым Нуриком они познакомились самостоятельно. Более того, именно он, а не Баянов предложил ограбить знакомого валютчика.
Участие в этом эпизоде Баянова по первоначальным показаниям заключалось в том, что он кроме идеи ограбления предоставил свою машину и себя в качестве водителя. Обвинитель предоставил суду видеозапись, на которой просматривается светлая машина. При этом на кадрах невозможно определить даже марку, не говоря уже о номере или человеке, который был за рулем.
- Качество записи позволяет только понять, что у машины кузов, схожий с кузовом машины моего подзащитного, больше ничего, - продолжает адвокат. - Мы смотрели это видео. Ничего подобного там не видно. Кроме этого существует видео с другой камеры, которая смотрит как раз туда, откуда, по материалам дела, выбегают подсудимые. Но на это не обращают внимания, потому что на этой камере ничего нет. Ко всему прочему у нас данные биллинга, которые говорят о том, что Дархан Баянов в это время вообще находился в других местах. Он таксовал, поэтому перемещался по городу и ни разу не приблизился к месту преступления ближе, чем на пару километров.
Сейчас родственники и адвокат Дархана Баянова готовят апелляцию по его делу и надеются, что придание этого дела огласке поможет восстановить справедливость.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и из архива семьи Дархана Баянова, Уральск