2659

Рыбаки в сети

Как в интернете ловят на крючок незадачливых пользователей

Рыбаки в сети

Сервис olx известен, пожалуй, всем сетевым обитателям. Платформа онлайн-объявлений проста и удобна в использовании, да еще и бесплатная. Там можно найти все: котят “дворянской” породы, любимую чашку “великого кормчего” и даже, наверное, ковер-самолет! О возможностях сетевой барахолки смекнули мошенники. Никто никого не видит, за руку не поймает. Возможно, потому, что в подельники-посредники они взяли “Казпочту”, о чем национальный оператор почтовой связи был поначалу ни сном ни духом.

- В прошлом году выставила на продажу куртку. Добротную, в отличном состоянии: относила сезон, сдала в химчистку, продать решила за символическую цену, - рассказывает Ирина СЕДОВА. - Буквально через полчаса после активации объявления на сайте пришло сообщение: “Куртку еще не продали? Хочу купить, очень понравилась!” Собеседница не задала никаких дополнительных вопросов, но этому я значения не придала: мало ли кто как покупает.

Покупательница сообщила, что живет в другом городе, но готова оплатить пересылку почтой.

- Ехать в почтовое отделение и возиться с отправкой не хотелось, но меня убедили, что никаких лишних движений совершать не придется: курьер “Казпочты” приедет и заберет посылку, а деньги я получу по ссылке, - продолжает женщина. - Прислали картинку с разъяснениями: вот, мол, смотрите, как все просто.

Следом пришла и ссылка - “перейдите по ссылке, введите данные, как указано в инструкции, и отправленные мной деньги поступят на карту”.

Пенсионерка послушно выполнила указания. И тут же получила уведомление от банковского приложения - с ее карты сняли почти всю пенсию…

Подобные мошенничества под прикрытием популярных и уважаемых сервисов стали бичом интернет-пространства. Схема проста: непродолжительная беседа с обязательными инструкциями в картинках от якобы “Казпочты”. Далее - ссылка и, возможно, “нарисованный” чек о проведенной оплате для пущей убедительности. Ничего не подозревающий продавец, перейдя по ссылке, попадает на сайт-близнец сервиса и заполняет форму с указанием реквизитов своей банковской карты. И все - он на крючке. Злоумышленники тут же списывают деньги, одно­временно блокируя не успевшего опомниться продавца. Все, что остается на горькую память, - номер телефона, с которого велась переписка, да только толку от этого никакого.

- Телефонные номера для своих афер мошенники регистрируют через анонимное программное обеспечение. Важный момент: сим-карты, которую надо согласно законодательству зарегистрировать на какое-либо лицо, нет. То есть активируются только сами номера, чаще всего - дублирующие. Следовательно, установить личности мошенников невозможно, - объясняет начальник отдела по борьбе с киберпреступностью управления криминальной полиции департамента полиции Нур-Султана подполковник Талгат БУЛЕГЕНОВ. - Ссылка же - прямой переход на фишинговый сайт с интерфейсом и адресом, практически полностью дублирующий оригинальный сайт “Казпочты”. Как только в руки мошенников попадают данные карты продавца, они проникают в его банковскую учетную запись, снимают денежные средства и меняют пароль, чтобы владелец карты не мог попасть в личный кабинет. А ссылка через несколько минут блокируется сама, не оставляя следов.

С начала этого года, по данным правоохранителей, в столичную полицию поступило более сотни заявлений от граждан, ставших жертвами интернет-мошенников именно по такой схеме. Приблизительный ущерб уже превышает 2 млн тенге. По всем фактам проводится досудебное расследование по статье 190 Уголовного кодекса “мошенничество”.

В прошлом году полицейским удалось выйти на двух махинаторов из Восточного Казахстана и Алматы. Но казахстанцы оказались лишь звеном в преступной цепочке: ссылки-проводники на фишинговые сайты генерируются на территории соседнего государства, где следы окончательно теряются.

- Мы неоднократно совместно с компанией olx отрабатывали эту проблему, предупреждали пользователей платформы о подобных схемах. Но, несмотря на все усилия, пострадавших по-прежнему хватает, - говорит Талгат Булегенов.

Дабы не попасться на удочку, правоохранители советуют обращать внимание на оформление сайта: его адрес может быть прописан очень похоже, разница порой заключается буквально в одной букве, точке. В частности, оригинальный сайт национального почтового оператора значится как post.kz, а фишинговый вариант может быть, например, таким: post-kz.net.

Недавний случай - из личного опыта. Решила продать кроссовки, которые в магазине сели замечательно, а на первой же пробежке сковали стопы железной хваткой.

На объявление откликнулись спустя час. На фото профиля миловидная девушка, указаны имя - Каракоз и статус - “Люблю мужа”. Вроде все серьезно, но прилетевшая в чат стандартная заготовка “Живу в другом регионе, по размеру точно подойдут, возврата не будет…” и картинка с символикой “Казпочты” все расставили по своим местам. “Каракоз” я забанила.

На следующий день - та же пес­ня: уже другая милая барышня с тем же именем (!), легендой о проживании в Рудном и предложением воспользоваться ссылкой “Казпочты”. Уже не блокирую: какой смысл? Но поражает наглость: у аферистов появляются лица! Только вот свои ли?


- В некоторых случаях мошенники действительно используют фотографии, но при проверке выясняется, что люди на фото - сами в недавнем прошлом жерт­вы интернет-мошенников. Хотя могут взять и рандомную картинку из сети. Хотите проверить - совершите видеозвонок, наверняка мошенник никогда не покажет себя, - отмечают в полиции.

На самом сайте olx по рекомендации полицейской службы давно размещены материалы с разъяснениями, что никакой одноименной доставки не существует. А генеральный директор этой платформы Марина КИМ уже записывала видеообращение с предостережением от участившихся случаев мошенничества.

Что касается “Казпочты”, то, по словам представителя пресс-службы компании Асель СУЛЕЙМЕНОВОЙ, претензий со стороны пострадавших от действий мошенников к оператору нет.

- Бывает, что присылают скрины переписок, уточняют, стоит ли верить. Мы в свою очередь еженедельно размещаем информацию на своих ресурсах и на площадке olx, таргетируем ее, - прокомментировала пресс-секретарь. - Все операции, касающиеся перечисления денежных средств, “Казпочта” проводит только на своем корпоративном портале и в мобильном приложении и только после авторизации в личном кабинете.

Ольга КЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть