2449

По шести статьям

В Алматы начался процесс по делу акбулакского стрелка Игоря Дужнова

По шести статьям
Игорь Дужнов не разбирал, по кому стреляет.

Напомним, Игорь Дужнов и его жена Анаид ДЕМИРЧЯН в 2011 году брали кредит на развитие бизнеса под залог своего дома и нежилых помещений в Баганашыле. Погасить долг они не смогли, и банк забрал у них залоговое имущество, а позже продал дом с торгов. При этом заемщики считали действия банка незаконными: мол, стоимость нежилых помещений с лихвой покрывала сумму кредита, но они все равно остались должны банку.

20 сентября 2021 года во время очередной попытки выселения Игорь Дужнов застрелил пятерых человек: нового владельца жилья и его друга, частного судебного исполнителя и двоих полицейских (см. “Лишился дома и убил пятерых”, “Время” от 22.9.2021 г.).

По версии следствия, мужчина заранее спрятал в гараже заряженный карабин, который хранился у него незаконно, - срок действия разрешения к тому времени истек. Опыт обращения с оружием у Дужнова имелся: как сообщил гособвинитель, в 2014 году он в качестве добровольца принимал участие в боевых действиях на Донбассе.

Поначалу Игорь Дужнов отказывался открывать ворота, но спустя пару часов судисполнитель Мурат АБЕНОВ, полицейские Нурбол БАЙГАЗИЕВ и Дархан СУЛЕЕВ, а также новый хозяин Нурахмет ТУРГАНОВ с другом Хасаном БЕКТАШ-ОГЛЫ все-таки зашли во двор. Тогда он взял оружие и, направив его на людей, приказал им отойти к забору. А потом по очереди расстрелял всех пятерых.

После этого Дужнов залез на стремянку у забора и открыл стрельбу по находившимся на улице сотрудникам полиции и родственнице нового владельца дома, которые успели скрыться за машиной. Когда стрелок стал перезаряжать карабин, один из его родственников попытался выхватить оружие, но безуспешно. Тем не менее стрельба прекратилась, а через какое-то время Дужнова уговорили сдаться полиции.

Подсудимый обвиняется по нескольким статьям: “убийство” (статья 99 УК), “покушение на убийство” (статьи 24, 99), “посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие” (статья 408), “посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов” (статья 380-1), “незаконное хранение оружия” (статья 287), “участие в иностранном вооруженном конфликте” (статья 172 УК).

Дело рассматривается в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы под председательством судьи Еркина МАЙШИНОВА.

На предварительном судебном заседании Игорю Дужнову предлагали рассмотрение дела судом присяжных, поскольку ему грозит пожизненное лишение свободы, но он отказался. На вопрос о том, признает ли он свою вину, подсудимый отвечать не стал.

Главное судебное разбирательство началось с допроса свидетелей. В первой половине дня были допрошены свояк Дужнова Алмас АБДУЛИН и знакомая его жены Зауре ИСАКОВА, которые находились в тот день в доме. По их словам, Игорь и Анаид позвали их для оказания моральной поддержки во время выселения, однако сам момент расстрела не видели. Кроме того, показания дали выезжавший на вызов к теще Дужнова фельдшер скорой помощи Данияр ЛУХМАНОВ и прибывший на место происшествия после сообщения о стрельбе начальник отдела полиции Алатауского района Кумарбек КЕНШИНБАЕВ.

Свидетели изложили свой взгляд на события того дня и ответили на вопросы участников процесса. В частности, полицейский начальник объяснил, каким образом погибшие участковые инспекторы оказались задействованы в выселении и почему их не снабдили боевым оружием и бронежилетами.

- Если запрос делается судебным исполнителем, мы должны обеспечить охрану общественного порядка, - сказал он. - Мы не знали, что Дужнов будет стрелять, оказывать сопротивление. Это мы не предусмотрели.

- В таких случаях вы проверяете, зарегистрировано ли за выселяемым какое-либо оружие, его личность? - поинтересовалась супруга погибшего судисполнителя Сауле ЖУБАНИЯЗОВА.

- Это сотрудники полиции должны проверять.

Что касается вооружения полицейских, то, по словам Кумарбека Кеншинбаева, участковые инспекторы не носят боевое оружие.

- Сотрудникам административной полиции - участковым инспекторам мы выдаем травматическое оружие, - пояснил он. - Боевое оружие не выдаем, так как не отправляем на специальные операции. Оно им не положено.

Свои показания дал в качестве специалиста инструктор по стрельбе Игорь ЛИМ. По его словам, приклад у карабина, из которого стрелял Игорь Дужнов, был спилен, что является нарушением.

- Внесение изменений в граж­данское оружие запрещено, - сказал он. - Оно может быть модернизировано. Например, если на оружии стоит деревянный приклад, но владелец хочет установить пластиковый, он покупает его в специализированном центре и может поменять. А для чего спиливается приклад? Я думаю, что для уменьшения его размеров, а значит, и облегчения или сокрытия во время переноски.

Игорь Лим также заявил, что, судя по скорости стрельбы и количеству попаданий в цель, у Дужнова имеется достаточный опыт обращения с боевым оружием.

- Я не знаю, проходил он обучение или нет: среди наших спорт­сменов такого стрелка никогда не было, - отмечает инструктор. - Но, возможно, этот человек где-то получил какие-то навыки. Я думаю, что их невозможно освоить, опираясь на видеоуроки. Необходимы еще и практические занятия. Тем более он использовал оружие без приклада. То есть он стрелял, грубо говоря, от живота в направлении мишени. Попасть в таком случае неподготовленному человеку вообще очень тяжело.

Игорь Дужнов на это заявил, что служил в армии и имеет хорошую подготовку.

- Я служил в группе войск в Германии, и у нас был свой персональный тир, - сказал он. - Подготовка была на высшем уровне. У нас даже женщины - жены офицеров - стреляли из всех видов оружия.

- А когда это было? - спросил судья.

- 1986-1988 годы. Плюс советская школа. Вы можете проверить карабин, из него за все время больше 15 выстрелов вообще не сделано.

- 1986 год, говорите? И после этого не стреляли?

- Ну, на охоту выезжал разок.

На этом заседание закончилось. Следующее назначено на 31 марта.

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайтов tengrinews.kz и iformburo.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть