3529

Такая больница нужна им самим

Управление госактивов Алматы судится с частной компанией за больничный комплекс

Такая больница нужна им самим

“Здравствуйте! Мне, как бывшему врачу (сейчас я на пенсии), небезразлично, чем закончится борьба алматинских городских властей за железнодорожную больницу. Процесс вроде начался, а потом информация о нем пропала. Что известно вашим журналистам об этом?” - обратилась в нашу редакцию Майрам УЛТЫКБАЕВА. Действительно, судебные страсти разыгрались за комплекс зданий бывшей больницы Турксиба, расположенных в квадрате улиц Амангельды - Абая - Масанчи - Курмангазы, который принадлежит ТОО “Учебно-клинический центр” (УКЦ), а также железнодорожную больницу на улице Акан Серы.

В 2018 году комитет госимущества и приватизации выставил на тендеры права управления обоими объектами с последующим выкупом, победителем которых стало ТОО “Медико-косметологический институт “Парасат”. Заключив договоры доверительного управления на общую сумму 564,4 млн тенге, инвестор взялся за модернизацию этих клиник. Однако менее чем через год управление культуры Алматы обратилось в суд с иском признать тендер, касающийся медкомплекса УКЦ, незаконным. Поводом послужил тот факт, что одно из зданий комплекса, расположенных по проспекту Абая, за пару месяцев до конкурса было включено в список предварительного учета объектов историко-культурного наследия (и позже стало памятником местного значения).

Поскольку ответчиком выступал комитет госимущества и приватизации, дело было передано по подсудности в специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) столицы, где уже во время процесса истец уточнил свои требования, попросив признать недействительным и договор доверительного управления.

В итоге суд удовлетворил исковые требования управления культуры в части признания договора недействительным, а в части признания тендера незаконным дело было прекращено. Апелляционная инстанция оставила решение СМЭС без изменений, и оно вступило в законную силу. При этом остается открытым вопрос возврата вложенных “Парасатом” средств.

А в 2021 году управление государственных активов Алматы решило через суд расторгнуть договор доверительного управления железнодорожной больницей, которая была передана из респуб­ликанской собственности в коммунальную.

Представитель истца Алия ЕСПЕНБЕТОВА сообщила на процессе, проходящем в СМЭС Алматы, что “Парасат” неэффективно использовал госактивы и допустил нарушения ряда законов, других нормативных актов, есть примеры некачественного лечения пациентов, что подтверждается информацией городского управления общественного здоровья.

Еще один аргумент истца - уголовное дело в отношении работников больницы по поводу подделки паспортов вакцинации от COVID-19.

Кроме того, согласно поступившему из МВД заключению эксперта (хотя и по другому уголовному делу) рыночная стоимость всех объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся на балансе ТОО “Алматинская железнодорожная больница”, по состоянию на 1 мая 2018 года оценивалась в 3,179 млрд тенге, а по договору доверительного управления объект планировалось продать всего за 1,14 млрд тенге. В настоящее время, по словам Еспенбетовой, данным вопросом занимается городская прокуратура.

Наконец, постановлением акимата Алматы от 1 октября 2021 года железнодорожная больница включена в список предварительного учета объектов историко-культурного наследия. А по закону об охране и использовании объектов историко-культурного наследия объекты из этого списка подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры, “обладают особым правовым режимом их использования, изменения права собственности на них и лишения их статуса” и не подлежат отчуждению, пояснила представитель истца.

У ответчика, понятное дело, своя правда. По словам представителя “Парасата” Айдара САГИНОВА, обязанности управляющей компании прописаны в законодательстве и договоре доверительного управления, и они надлежащим образом исполняются, что показали проверки комитета госимущества и приватизации в 2018 и 2019 годах.

Кроме того, полагает он, управление госактивов города не вправе обращаться с таким иском в суд, поскольку не является стороной договора. Сагинов сообщил, что в соответствии с полученной в органах юстиции справке по состоянию на октябрь этого года учредителем ТОО “Алматинская железнодорожная больница” является комитет госимущества и приватизации.

- То есть на дату подачи иска даже не исполнено постановление правительства о передаче имущества из республиканской собственности в коммунальную, - заметил он. - Мы считаем, это недоработка нового учредителя - управления общественного здоровья Алматы.

Представитель “Парасата” также ответил на претензии истца по поводу ненадлежащего управления имуществом больницы, например о неиспользовании некоторых помещений и транспортных средств:

- Данные здания не использовались и до передачи объекта в доверительное управление. Длительное время они были законсервированы. Сейчас вкладываться в эти здания нецелесообразно, потому что в первую очередь необходимо приводить в порядок те помещения, которые непосредственно задействованы в оказании медицинской помощи населению. Политика Алматинской железнодорожной больницы направлена прежде всего на эффективное использование средств. И сейчас нет смысла вкладывать огромные деньги в транспортные средства, которые находятся в непригодном состоянии и не подлежат восстановлению. Проще купить новые. В период пандемии, когда людям нужен кислород и другие необходимые вещи для лечения коронавируса, тратить деньги на ремонт машин мы считаем нерациональным.

Сагинов также напомнил о том, что в самом начале пандемии COVID-19 железнодорожная больница одной из первых выступила с инициативой перепрофилирования под инфекционный стационар, что и было сделано.

В ходе судебного заседания свое мнение высказали представители участвующих в деле в качестве третьих лиц управлений общественного здоровья и культуры, а также ТОО “Алматинская железнодорожная больница”. Первые двое просили удовлетворить исковые требования управления госактивов, представитель больницы - отказать в удовлетворении.

Следующее заседание по этому делу назначено на 21 декабря.

Мадина АИМБЕТОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть