Социальная инженерия - технология киберобмана
Формат онлайн во время пандемии значительно упростил жизнь казахстанцев. Заказать еду, выбрать одежду в магазине или оформить кредит не выходя из дома. Быстро, комфортно... Но безопасно ли? Ведь вместе с цифровыми технологиями развивается и кибермошенничество, в том числе и кредитные преступления. По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, за 11 месяцев этого года в стране было зарегистрировано 38 206 мошеннических преступлений. Причем практически половина (19 459) уголовных дел приходится на интернет-мошенничество.
Если говорить о портрете идеальной жертвы мошенников, то это далеко не пенсионеры, которых в силу доверчивости легко обмануть. На удочку киберпреступников попадают активные молодые казахстанцы. Во-первых, именно они наиболее комфортно чувствуют себя в диджитал-пространстве, а значит, пользуются интернет-банкингом чаще всего. Во-вторых, это категория работающих граждан, стало быть, деньги на банковской карте водятся, да и кредитная история у них положительная. Другой вопрос: какие технологии сегодня применяют цифровые злоумышленники? Прямые кибератаки на счета клиентов исключены, поясняет нам пресс-секретарь одного из казахстанских банков, так как большая часть таких попыток считывается на уровне автоматизированной системы и молниеносно купируется:
- Система отслеживает автоматически подозрительные операции, то есть она анализирует стиль поведения каждого клиента. Допустим, есть бабушка, которая получает пенсию на карточку, снимает ее и тратит наличными. И вдруг с ее карточки ночью поступает запрос на перевод денег на какой-нибудь игровой сайт. Система автоматически считывает эту транзакцию, находит ее подозрительной и сразу блокирует. Мошеннических схем много, но наш IT-отдел анализирует все это и вносит нужные алгоритмы в программу. Поэтому мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы мошенникам удалось взломать личный кабинет пользователя или подобраться технически и украсть деньги.
В общем, проводить атаку хакерам все сложнее. Чтобы нанести сокрушительный удар по системе банковской защиты, нужно постоянно разрабатывать сложные цифровые схемы. Гораздо проще, считают эксперты, использовать другой инструмент - самого человека, то есть клиента банка. Такая технология, ставшая мировым трендом, называется социальной инженерией.
- Социальная инженерия - это методы психологического воздействия на человека, чтобы выведать у него персональные данные для последующего входа в его интернет-банкинг или личный кабинет МФО и совершение операций от его имени. Социальная инженерия - направление серьезное, основанное на исследовании психологии человека. Оно активно развивается за рубежом. В соседней России и у нас эта технология будет совершенствоваться и дальше, - считает эксперт Международного центра экономической грамотности Шынар ЕЛУБАЕВА.
Интересно, что принципы социальной инженерии мошенники начали активнее использовать именно в годы пандемии. И этому есть объяснение. Всеобщий хаос, неопределенность и повышенный уровень тревожности во всем мире позволили преступникам манипулировать людьми.
- Пандемия многих чувствительных людей выбила из колеи, они стали более тревожными. Если поставить цель манипулировать людьми, то с тревожными, восприимчивыми людьми это делать намного легче, потому что им сложно мыслить критически, им не нужны доказательства и факты, нужны именно какие-то эмоциональные решения. Значит, есть высокий риск того, что они пойдут на поводу у мошенника, - объясняет психологию жертвы врач-психотерапевт Жибек ЖОЛДАСОВА.
То есть, чтобы заставить жертву действовать быстро и необдуманно, кибермошенник намеренно создает панические ситуации. Пожалуй, самый распространенный пример - это звонки на мобильный от лжеменеджеров банка, которые сообщают о подозрительных операциях с вашей картой. Они предлагают спасти деньги, установив специальные приложения или переведя их на безопасный счет. Волна таких звонков прошла, но казахстанцы продолжают попадать в ловушку киберпреступников. Эксперты предлагают запомнить главное правило: диалог с непроверенным “менеджером” или “специалистом” службы безопасности лучше прервать, а затем самостоятельно перезвонить в банк по официальному номеру и перепроверить информацию. А еще очень важно соблюдать правила цифровой гигиены.
- Социальным инженерам не всегда нужно с вами разговаривать, для того чтобы узнать ПИН-код или CV-код. Они могут кинуть ссылку и подписать: “Посмотри, нашел твое фото в интернете”. Из любопытства мы все перейдем по ней и попадем на фишинговые сайты. Или мошенники могут установить на ваш телефон приложение для удаленного доступа, которое будет считывать все ваши пароли, коды. То есть фактически мошенник может удаленно зайти в смартфон и хозяйничать там, - делится Шынар Елубаева.
Еще одна распространенная байка мошенников - оформление кредита через братишку, работающего в банке или МФО. Потенциальному клиенту обещают отдать 50-60 процентов от займа, остальное за хлопоты останется помогайкам. Причем заемщику обещают, что кредит благодаря особым связям возвращать не придется. Конечно, это надувательство. И о нем жертва узнает, когда ей начинают звонить из кредитной организации. Такой случай, подмечает наш эксперт, не совсем подходит под понятие социальной инженерии. Это, скорее всего, большой обман. Обман банка и… самого себя.
- Здесь, наверное, можно и уголовную ответственность применить. Человеку говорят: ты получишь за это какой-то процент, но ничего потом возвращать не надо. И он заведомо идет на то, чтобы не возвращать кредит, можно сказать, в сговоре с мошенниками. Он преследует свою выгоду, а потом сам же и становится жертвой, - рассказывает Шынар Елубаева.
Наедине с долгом банку часто остаются и те, кто финансово хотел помочь родственнику или другу, оформив заем на себя. Конечно, близкие люди обещают самостоятельно погасить кредит. Ну как тут не помочь?
- Здесь срабатывает принцип авторитетной личности и принцип “уят болады”, то есть стыдно отказать: “Да я честно отдам, ты же меня лично знаешь!” И это личное знакомство внушает ложное доверие. Жертва критику отключает, не перепроверяет, не дает себе сомневаться в том, что это честный человек, что он возьмет на себя оплату кредита, - объясняет Жибек Жолдасова.
Все это пример того, насколько наша финансовая грамотность остается низкой. И ее, считают эксперты, необходимо повышать, ведь речь идет о нашей цифровой безопасности. Но только этого инструмента мало. В борьбе с диджитал-преступниками нужны системные меры. Именно поэтому МВД республики совместно с Генпрокуратурой разрабатывает “Дорожную карту по противодействию интернет-мошенничеству и финансовым пирамидам”. Эта комплексная программа предусмотрит законодательные изменения и более глубокий контроль со стороны банков, МФО над транзакциями физических лиц.
Елена БАХАРЕВА, Алматы