Защита детей - задача международная
В конце этого года Казахстан должен представить очередной доклад о соблюдении прав детей в комитет ООН по правам ребенка. Неправительственные организации под эгидой рабочей группы “По защите прав детей” подготовили альтернативный отчет, в написании которого приняли участие более 65 организаций и независимых экспертов.
- В последнее время есть достаточно серьезные изменения и прогресс в вопросах охраны прав детей, - сообщила на прошедшей в Алматы пресс-конференции директор Детского фонда Казахстана Эльвира ВАТЛИНА. - Но, как всегда, он больше относится к вопросам законодательства. Все то, что касается правоприменительной практики, к сожалению, вызывает очень много опасений.
По данным спикеров, в 2021 году было зафиксировано 1772 обращения по нарушениям прав детей. Кроме того, на горячую телефонную линию доверия для детей и молодежи “150”, созданную Союзом кризисных центров, поступил 33 791 звонок. Обращения касались самых разных вопросов: образования, здравоохранения, приобретения гражданства, школьного и кибербуллинга, домашнего насилия и т. д.
Статистику по обращениям, связанным с нарушениями прав детей, также привела уполномоченный по правам ребенка Аружан САИН. С 1 января по 20 ноября 2021 года в адрес детского омбудсмена поступило 334 обращения. Дополнительно порядка 350 жалоб были связаны с обеспечением прав детей с ограниченными возможностями.
Об одном из вошедших в альтернативный доклад случае рассказал алматинец Виталий КАЗАНЦЕВ, чей несовершеннолетний сын сейчас содержится в психиатрической больнице в Актасе. По словам мужчины, его сын был задержан в январе этого года, и во время досудебного расследования к нему применялись совершенно недопустимые методы.
Например, в больнице, где он после задержания лежал с обморожением, его все время держали прикованным к кровати самозатягивающимися наручниками, в следственном изоляторе мальчика поначалу поместили в камеру, в которой было очень холодно. Кроме того, его держали со взрослыми, которые, по словам мужчины, над ним издевались. Отец подростка написал заявление о пытках, однако уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. В психиатрической больнице, по словам Виталия Казанцева, его сына еще до постановки диагноза начали пичкать сильнодействующими препаратами.
- Последний звонок от сына был 10 октября, - не может сдержать слез Виталий. - 12 октября суд вынес решение о направлении его на принудительное лечение, и после этой даты я не получал никаких вестей от ребенка. Хотя обязаны предоставлять звонки. И никаких писем. На вопрос, почему ребенок не пишет, заместитель главного врача по лечебной работе сказала, что он находится не в том состоянии, в котором можно писать письма.
Говоря о других нарушениях прав детей, правозащитники особое внимание уделили проблеме детских и подростковых суицидов. По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам, за 10 месяцев текущего года по всей стране 150 детей свели счеты с жизнью. При этом за весь 2020 год было зарегистрировано 144 суицида. Более того, за 10 месяцев 2021-го было зарегистрировано 2004 преступления в отношении несовершеннолетних. При этом в результате совершения тяжких преступлений пострадали 356 детей, особо тяжких - 489.
- Наши эксперты, которые принимали участие в докладе, отмечают еще одну проблему - ранние принудительные браки, - говорит Эльвира Ватлина. - Официальной статистики нет, но это не исключает проблему. И к этому еще добавляются полигамные и родственные браки, которые вообще не получили изучения в нашей стране.
- Есть еще один момент, на который обращал внимание комитет ООН по правам ребенка и наши правозащитники: у нас отсутствует государственный контроль за экологическим воздействием предприятий на жизнь и здоровье людей, особенно детей. И в большинстве случаев связь между детской заболеваемостью и загрязнением от бизнес-структур практически не отслеживается. И не признается, даже когда отравления носят массовый характер. Это серьезная проблема, которой тоже нужно заниматься, - заключила Ватлина.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы