4156

Страшно даже подумать!

Если в Алматы произойдет землетрясение в 7-8 баллов, более половины зданий в городе будут разрушены. В правительстве знают о таких рисках, однако “Дорожную карту” для обеспечения сейсмобезопасности страны выполнили только наполовину! Причина банальна: денег не хватило. Этот и другие вопросы гражданской защиты обсудили на правительственном часе в мажилисе с участием министра по чрезвычайным ситуациям Юрия ИЛЬИНА.

Страшно даже подумать!
В случае ЧС спасатели готовы прийти на помощь.

Разговор о том, что в южной столице может произойти разрушительное землетрясение, о котором постоянно предупреждают сейсмологи, завел депутат Дюсенбай ТУРГАНОВ:

- Безвозвратные потери составят порядка 400 тысяч человек, будет разрушено до 60 процентов зданий, а прямой ущерб составит порядка 200 млрд тенге. При этом потери будут не только огромны во всех отношениях, но и долгосрочны…

Парламентарий указал на то, что в “Дорожной карте по обеспечению сейсмобезопасности Казахстана на 2018-2020 годы” из 36 пунктов выполнили только 18.

- В чем причина? Сколько зданий и строений охвачены паспортизацией, разработаны ли строительные нормы с учетом новых карт сейсмичности? Когда эти карты будут опубликованы для открытого доступа? - спросил Турганов у главы МЧС.

- Действительно, в Алматы есть риски крупномасштабного землетрясения, которое может принести не только гибель большого количества людей, - не стал скрывать Юрий Ильин. - Относительно возможного количества погибших и раненых эксперты расходятся во мнении, в том числе и мы, как министерство. Есть разные методики оценки. Если по методике Советского Союза брать, то эти цифры могут быть примерно такие (как указал Турганов. - Л. Т.). Если брать методику специалистов, которые приезжали и изучали ситуацию, в том числе в Алматы, то они в разы ниже. Поэтому здесь спорный вопрос.

Программу по сейсмостойкости, заявил Ильин, не реализовали в полной мере из-за отсутствия финансирования. А многие проекты по этой же причине и вовсе свернули.

- У нас пандемия отняла большие средства, в том числе и по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Самим акиматом были выделены средства. Паспортизация всех объектов Алматы проведена. База данных находится в департаменте архитектуры и строительного контроля и используется при дальнейшей реализации проекта, - проинформировал министр.

В свою очередь заместитель акима Алматы Серик КУСАИНОВ посредством видеосвязи рассказал депутатам о возможных последствиях сильного землетрясения.

- После изучения данных анализа устойчивости зданий в условиях частых землетрясений можно сказать, что при сильных толчках в 7-8 баллов в Алматы может обрушиться около 30 процентов всех зданий. Общие потери населения составят от 370 тысяч до 385 тысяч человек. Прогнозируемый ущерб от возможного землетрясения в 10 баллов в деньгах может составить 2 трлн 479 млрд тенге, - сказал замакима.

Юрий Ильин, говоря в целом о работе по обеспечению сейс­мической безопасности в республике, отметил, что теперь утверждена “Дорожная карта” до 2023 года. Она включает разработку комплектов карт детального сейсмического районирования Алматинской, Восточно-Казах­станской и Жамбылской областей и микросейсморайонирования Усть-Каменогорска. На эти цели выделили порядка 2 млрд тенге.

О взрывах на складе боеприпасов в Байзакском районе Жамбылской области министру напомнил мажилисмен Мейрамбек ТУЛЕПБЕРГЕН. Он спросил, какие меры принимает МЧС для предотвращения такой ситуации.

- Из 17 человек, которые погиб­ли, десять - мой личный состав. На сегодняшний день продолжаются поиски одного человека - сотрудника Министерства обороны, - поведал Юрий Ильин.

По его словам, прежде чем выходить на очаг тушения, пожарные проводят разведку и опрашивают руководство объекта, существует ли угроза взрыва. В данной воинской части руководство части и Минобороны заявили, что, кроме хранения тротила, который при высоких температурах выгорает и не должен детонировать, никаких угроз нет.

- Но, как выясняется сейчас в ходе следственных мероприятий, произошла детонация непосредственно тротила, который находился на этом складе, где произошло возгорание, что спровоцировало взрыв. В чем причина и кто виноват - имеет право определить только суд. Следственные мероприятия Министерством внутренних дел проводятся, наши сотрудники работают, в том числе оказывают помощь следственной группе в определении причин, - заявил Ильин.

По его словам, МЧС и Минобороны, чтобы впредь не допустить такого, проводят научные, лабораторные испытания взрывчатых веществ.

Между тем вопрос о пожарной безопасности казах­станских школ подняла депутат Алия АБСЕМЕТОВА. С ее слов, только в Восточно-Казахстанской области в 27 школах выявили нарушения противопожарных правил.

- Это касается не только Восточно-Казахстанской области, а всей страны, - огорошил Ильин. - Объекты образования подвергаются проверкам ежегодно. Во многих школах имеются нарушения. Где-то зачастую это не связано с нарушениями самих директоров, это нехватка финансирования.

Основные нарушения в школах: нет должной обработки деревянных конструкций, которая должна проводиться раз в три-пять лет, отсутствуют рабочая сигнализация, эвакуационные выходы, огнетушители не заряжены, помещения захламлены...

- Административный штраф или предупреждение в любом случае нашим инспекторским составом накладывается (на администрацию школ. - Л. Т.). Мы разработали и направили в акиматы и Минобразования методические рекомендации по проведению занятий. МОН сейчас занимается, в том числе и с детьми, по программе, которая обязывает проводить собственные тренировки по аварийным ситуациям раз в полугодие, что предусмотрено законом о граж­данской защите. А если они проживают в сейсмоопасном регионе, то директор школы самостоятельно должен организовывать и ежеквартально проводить тренировки, что, к сожалению, не всегда делается, - заключил Юрий Ильин.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть