А следственный судья против!
Подробности расследования по делу о нападении на заместителя начальника департамента полиции Алматинской области.
Напомним, в июне этого года в Кербулакском районе был обстрелян джип, за рулем которого находился первый заместитель начальника департамента полиции Алматинской области Ержан ОРАЗБЕКОВ, а на пассажирском сиденье оказался его подчиненный Эльмурат НУРСЕИТОВ. Как удалось установить по горячим следам, убить или напугать высокопоставленных полицейских пытались два жителя того же региона Темирболат ЗЕЙНЕДЕНОВ и Жандос САДЫКОВ. Позже один из них дал показания, что заказчиком преступления стал еще один сотрудник правоохранительных органов, инспектор административной полиции Курманбек МУСАХАНОВ, у которого возник личный конфликт с Оразбековым. И вот теперь органы пытаются понять, действительно ли этот человек причастен к нападению.
Изначально расследованием этого дела занимался департамент полиции Алматинской области, что сразу же вызвало недоумение. Потерпевшим по делу признан заместитель начальника департамента Оразбеков, а все обстоятельства случившегося выясняет один из его подчиненных. На этот юридический казус наша газета обратила внимание еще в августе (см. “Выстрелы на перевале”, “Время” от 10.8.2021 г.). Вскоре после выхода публикации дело неожиданно забрали у полицейских и передали в антикоррупционную службу.
А в антикоре совсем иначе взглянули на обстоятельства этого преступления. Действительно, полиции удалось собрать убедительные доказательства причастности Зейнеденова и Садыкова к нападению. Но вот третий фигурант Мусаханов продолжает настаивать на своей невиновности, и нет никаких улик, указывающих на обратное. Есть лишь показания Зейнеденова, где он утверждает, что припугнуть полковника Оразбекова его попросил Мусаханов, пообещав за это 100 тысяч долларов. Темирболат даже рассказал, в какие именно дни встречался с заказчиком и где проходили их беседы. Правда, позже Зейнеденов отказался от этих показаний, заявив, что дал их под давлением со стороны сотрудников полиции.
Именно поэтому следователь антикора решил перепроверить, есть ли какие-нибудь другие доказательства встреч Зейнеденова и Мусаханова. По словам первого, он приезжал в Талдыкорган по делам 2-3 июня, а также 4-го - 5-го числа и якобы оба раза встречался со своим будущим заказчиком.
Однако детализация телефонных звонков показывает, что Темирболат с Курманбеком не созванивались в эти дни. Более того, по данным базовых станций мобильных операторов, в указанные дни сотовые номера Зейнеденова работали в Алматы и Карасайском районе Алматинской области. Более того, Мусаханов тоже не находился в Талдыкоргане с 5 июня, то есть никак не мог встречаться с исполнителем своего заказа.
Опираясь на эти данные, следователь антикора КУЗЕНБАЙ обратился в суд с ходатайством об изменении меры пресечения Мусаханову. Фактически это означает, что борец с коррупцией сомневается в причастности сотрудника полиции к нападению на заместителя начальника департамента. Более того, в прокуратуре поддержали позицию следствия и тоже попросили суд отпустить Мусаханова под домашний арест. Однако судья Кербулакского райсуда Асель САДИЕВА решила, что выпускать подозреваемого нельзя, поскольку он может быть причастен к совершению особо тяжкого преступления. Одним словом, следствие и прокуратура уже не уверены в виновности человека, но суд считает иначе.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы
P.S. После публикации статьи “Выстрелы на перевале” в департаменте полиции Алматинской области начали расследовать уголовное дело по факту утечки следственных материалов, в связи с чем корреспондента “Времени” вызвали на допрос. Напоминаем еще раз сотрудникам правоохранительных органов, что журналист имеет право не раскрывать источники информации, именно так прописано в действующем законе “О средствах массовой информации”.