Выстрелы на перевале
В конце июня страну всколыхнула дикая новость - неизвестные обстреляли служебный автомобиль Range Rover, за рулем которого находился заместитель начальника департамента полиции Алматинской области полковник Ержан ОРАЗБЕКОВ. Как минимум два выстрела достигли цели - внедорожник получил серьезные повреждения, также осколками стекла поранился сидевший на пассажирском сиденье заместитель начальника миграционной полиции Эльмурат НУРСЕИТОВ.
Как стало известно, сейчас по этому делу задержаны три человека, двое из них находились в автомобиле, откуда шла стрельба, а третьего называют заказчиком нападения. Что самое удивительное, последний является действующим сотрудником полиции. По версии следствия, таким образом он хотел решить проблемы с начальством.
Происшествие случилось на трассе Алматы - Усть-Каменогорск на перевале Архарлы, что в Кербулакском районе Алматинской области. 26 июня полковник Ержан Оразбеков выехал из Талдыкоргана вместе с сослуживцем Эльмуратом Нурсеитовым, по официальной версии, в командировку. По дороге они догнали белый Hyundai Santa Fe, который частично занимал их полосу. При обгоне офицеры услышали громкий хлопок, но не придали этому значения. Позже джип настиг их на трассе. Полицейские заметили, что в машине находились двое мужчин, один из них открыл стрельбу из ружья. Сколько именно выстрелов было сделано, следствие еще выясняет. По версии потерпевших, в них стреляли 3-4 раза, а на служебном авто остались следы от двух попаданий в заднее и переднее стекла.
Практически сразу Оразбеков и Нурсеитов сообщили о случившемся в дежурную часть, нападавших начали искать, но задержать их по горячим следам не удалось. Первого подозреваемого взяли только после тщательной отработки по всем белым Hyundai Santa Fe, зарегистрированным в области, владельцев обзванивали и навещали. В итоге машину нашли, и выяснилось, что в тот день злоумышленники воспользовались чужими номерами. Ее хозяин объяснил, что дал авто покататься своему знакомому на пару дней. Вот так в деле появился первый фигурант, им оказался 33-летний житель Каскелена Темирболат ЗЕЙНЕДЕНОВ.
Подозреваемый оказался в следственном изоляторе и быстро созрел для написания явки с повинной, а также подробно рассказал, как все произошло. Благодаря ему был установлен второй нападавший - 32-летний Жандос САДЫКОВ, прописанный в Карасайском районе. Ну и самое главное: Зейнеденов заявил, что вся эта операция была организована по просьбе инспектора административной полиции Алматинской области Курманбека МУСАХАНОВА, работающего в процессинговом центре департамента. Якобы 37-летний майор пожаловался на своего начальника, который хотел его уволить, вот и обратился за помощью к Зейнеденову, пообещав за услугу 100 тысяч долларов!
Таким образом, практически за месяц полиция установила трех человек, возможно, причастных к стрельбе на трассе. Изначально зарегистрированное по статье “хулиганство” дело переквалифицировали, теперь всех троих подозревают в покушении на убийство. Следственные судьи санкционировали их арест, и они находятся в следственном изоляторе, несмотря на наличие ряда противоречий в уголовном деле.
Например, Зейнеденов и Садыков не признаются в стрельбе: каждый говорит, что ружье держал не он. Сколько точно было выстрелов, тоже не выяснено до конца, также есть вероятность, что орудий преступления было два, а не одно. Ну и самый главный вопрос: есть ли уверенность, что это Курманбек Мусаханов готов был заплатить целых 100 тысяч долларов за устранение полковника Оразбекова?
Действительно, вопросов многовато. Ну, например, что за работу выполнял Мусаханов, если из-за угрозы увольнения он не пожалел такие большие деньги? Или в полиции Алматинской области сейчас можно легко отбить такую сумму за короткий срок? Также есть информация, что Курманбек Мусаханов является родственником бывшего акима Алматинской области Анзара МУСАХАНОВА, до 2020 года занимавшего должность сенатора. Согласитесь, это добавляет красок в общую картину.
Еще один нюанс. Как утверждает Зейнеденов, его никто не просил убивать Оразбекова. В явке с повинной он собственноручно написал, что стояла задача лишь припугнуть замначальника. Эти же слова он повторил на допросе. По задумке после нападения Оразбеков должен был понять всю серьезность ситуации и уволиться. Тогда Мусаханов заплатил бы ребятам 100 тысяч долларов. При этом заказчик даже не дал исполнителям аванс, ну хотя бы на бензин, пока они выслеживали полковника и готовили операцию. Просто на словах сказал: заплачу 100 тысяч “зеленых”, если Оразбеков испугается и сбежит из Талдыкоргана. Так себе соглашение.
А уже после того как Зейнеденов написал явку с повинной и даже сходил на очную ставку с Мусахановым, он неожиданно отказался от прежних показаний! В новом заявлении Темирболат написал, что оговорил Мусаханова, находясь под моральным и психологическим давлением со стороны работников правоохранительных органов. Более подробно рассказать, кто именно на него давил, Зейнеденов обещает на допросе после регистрации заявления. То есть теперь он фактически просит возбудить уголовное дело на полицейских, проводящих расследование. Вот такой поворот.
Совершенно очевидно, что Темирболат Зейнеденов может еще не раз поменять показания и указать в качестве заказчика кого угодно. Означает ли это, что они тут же будут задержаны и отправлены в следственный изолятор? Нельзя ведь строить обвинение исключительно на словах одного человека.
И не до конца понятно, почему расследование столь громкого преступления поручили вести полиции. Ведь получается, что сейчас потерпевший в лице полковника Оразбекова является прямым руководителем следователя, занимающегося этим делом. Нет ли тут конфликта интересов? Не проще ли было передать производство, например, спецпрокурорам? Одним словом, нынешнее расследование трудно назвать идеальным.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы