Курсы белошвеек
Темиртауские полицейские погорели на шитье уголовного дела
В Караганде полицейского лишили свободы за тяжкое уголовное правонарушение против правосудия. Попался оперативник на ерундовом деле о краже портмоне. Причем вор был пойман и отдан под суд. Однако нелепые полицейские манипуляции с подтасовкой фактов привели к тому, что похититель остался на свободе.
История, казалось бы, тривиальная, но неожиданных поворотов сюжета в ней оказалось предостаточно. Весной прошлого года в Темиртауский горсуд поступило дело 23-летнего Александра ТЕРЕНТЬЕВА, обвинявшегося по двум эпизодам незначительных краж: похитил мобильник и немного наличности из квартиры в Караганде, а также стащил портмоне с деньгами и документами из машины жителя города металлургов. К этому моменту за плечами парня уже были три судимости за аналогичные проделки, поэтому никаких сюрпризов в ходе слушаний не ожидалось. Ну что с такого взять? А вот, поди ж ты, заиграл рояль в кустах увертюру к оперскому фиаско.
Инцидент с квартирной кражей в процессе прошел гладко. Подсудимый ранее сам выдал похищенную сотку полицейским и возместил ущерб потерпевшей. Со вторым же эпизодом случилась незадача. В материалах фигурировало портмоне черного цвета. И когда Терентьев спросил у владельца обнесенного автомобиля марки “ауди” Толегена БАИГУЛЛИНА, действительно ли оно принадлежит ему, тот вдруг заявил, что вещь чужая. В реальности он сообщал правоохранителям о хищении темно-красного бумажника. В общем, получилось, что преступление осталось недоказанным. Сторона гособвинения была вынуждена отказаться от претензий к подсудимому в этой части, а суду пришлось выделять кражу из машины в отдельное производство, поскольку совершившее ее лицо стало считаться неустановленным. В итоге Терентьев получил два с половиной года ограничения свободы. Но мог бы и в колонию загреметь, сложись все иначе.
Как же так получилось и по чьей вине? Ответы на эти вопросы начали искать спецпрокуроры. Достаточно быстро они выяснили, что мухлеж стартовал по инициативе стражей порядка. В ходе осмотра места происшествия полицейские раздобыли отпечатки пальцев злоумышленника с дверцы автомобиля и в салоне. Через информационную систему “Папилон” определили, что они принадлежат Александру Терентьеву. Оперуполномоченному Восточного отдела полиции Темиртау Бахтияру ОСПАНАЛИМОВУ поручили отработать версию причастности подозреваемого к хищению. Правоохранитель в компании практиканта из полицейской академии выехал в Караганду и застал Терентьева по адресу проживания. У молодого человека изъяли черное портмоне и повезли на допрос. По пути задержанный признался оперу, что взломал “ауди” Баигуллина. При этом отметил, что забрал деньги, а темно-красное портмоне выбросил. Но, похоже, для Оспаналимова детали уже были неважны. Признание вора практически было в кармане, оставалось лишь оформить его и подкрепить доказательствами.
Далее посмотрим на ситуацию глазами потерпевшего. С его слов, Бахтияр Оспаналимов вызвал его в отдел полиции и прямо сказал, что принадлежавший ему бумажник найти невозможно. Однако предложил “опознать” другое черное портмоне. Баигуллин поинтересовался, не понесет ли он ответственность за дачу ложных показаний. На что опер его заверил, что ничего страшного не произойдет, нужно лишь будет подтвердить эти показания в суде. Тогда Баигуллин согласился переписать заявление, в котором указал другой цвет бумажника.
Помимо этого спецпрокуроры в отличие от полицейских сумели отыскать настоящего владельца черного портмоне. Порывшись в нем, наткнулись на визитку автомойки, на которой был написан госномер автомобиля марки BMW. Через запрос в адмполицию установили хозяйку машины. Оказалось, она давала порулить тачкой своему бойфренду. У него из машины тоже украли клатч, который она ему ранее подарила. И увел его тоже Терентьев. К слову, похититель честно признался сотрудникам Восточного ОП и в этой краже. Но почему-то стражи порядка не стали утруждать себя поисками еще одной жертвы, ведь гораздо легче было уговорить подозреваемого и Баигуллина изменить оттенок бумажника в следственных материалах.
К слову, во время расследования спецпрокуратуры всплыла информация о весьма небрежной работе с документами в Восточном ОП. Некоторые из них были подписаны не указанными в них сотрудниками, а неизвестным лицом. Это подтвердила почерковедческая экспертиза. Или взять протоколы осмотра квартиры Терентьева и выемки у него портмоне и связки ключей для взлома машин. Во время такого следственного действия должен был присутствовать криминалист, но он оказался на больничном. Сыщики попросту позвонили ему и попросили разрешения подписать бумаги от его имени. А он не препятствовал, позднее сообщив суду, что такое практикуется, если нет специалистов. Как говорится, картина маслом!
Очевидно, что речь идет о грязной фальсификации доказательств и служебном подлоге. И спецпрокуроры сейчас занимаются прояснением этого вопроса. Однако пока идут поиски конкретных составителей липовых материалов, оперуполномоченного Оспаналимова решили привлечь к уголовной ответственности за подстрекательство потерпевшего к даче ложных показаний. Своей вины он не признал. Твердил, что Терентьев и Баигуллин ничего не говорили ему о темно-красном бумажнике. И Темиртауский горсуд тоже счел, что показания упомянутых фигурантов являются голословными. По итогам разбирательств в минувшем июне Оспаналимов был оправдан в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления.
Впрочем, радость опера длилась недолго. Гособвинение опротестовало приговор в апелляционной инстанции. Судьи уголовной коллегии Карагандинского облсуда на днях отменили прежний вердикт и вынесли новый. Бахтияра Оспаналимова лишили звания старшего лейтенанта и влепили ему пять лет лишения свободы. Потому что негоже халтурить на службе ради достижения положительных показателей!
И это ведь не первый подобный случай в регионе. В прошлом году мы рассказывали еще об одном несуразном деле - краже кухонной утвари. Доблестные правоохранители из Октябрьского ОП Караганды умудрились повесить ее на человека, который никак не мог ее совершить, так как в момент преступления мотал срок на зоне (см. “В такой кастрюле кашу не сваришь”, “Время” от 22.7.2020 г.). Вроде мелочи, но как теперь верить в честность и порядочность полицейских в более серьезных делах, если не могут элементарные кримистории размотать как положено, сами же норовят нарушить нормы закона, да еще и подстрекают людей к неправильным поступкам?
Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ЗАИКИНА, Караганда