5026

Шоу двойников

В Петропавловске мошенники продали трехкомнатную квартиру, пользуясь тем, что один из них внешне очень похож на собственника трешки. Но на скамье подсудимых оказались все, в том числе хозяин жилья.

Шоу двойников
Сергей ПЫХТИН и Александр КРИВОВ(справа).

В этой истории три главных персонажа. Георгий БАКАНОВ - уже знакомый читателям “Времени” виртуозный мошенник, шесть раз судимый. Героем нашей публикации (“Неисправимый Гоша”, “Время” от 6.2.2019 г.)

Баканов стал тогда, когда в очередной раз вышел досрочно из тюрьмы, отсидев за махинации с квартирами пять лет вместо восьми. И этим очень удивил пострадавших от своих действий: мошенник умудрился выйти по УДО, не возместив людям ни копейки ущерба. На момент событий, которые описаны ниже (а они датируются летом 2019 года), у Гоши Баканова будет в зачете еще 30 эпизодов мошенничества на общую сумму 32 миллиона тенге. В общем, год на свободе Гоша Баканов зря не терял.

Александр КРИВОВ - приятель Гоши, имеющий заметное внешнее сходство с Сергеем ПЫХТИНЫМ - собственником квартиры, которая и стала предметом махинаций. Профессиональный строитель, зарабатывает услугами по ремонту помещений, разведен, общий дом оставил бывшей жене, сам взял квартиру в ипотеку и потихоньку ее выплатил.

В этой истории интересна также личность потерпевшего Евгения РОСТОВЩИКОВА, большого специалиста по сделкам с недвижимостью, на котором числится несколько десятков квартир. Ключевую роль в этой истории сыграет и Константин КУРОЕДОВ - дружок Гоши Баканова, с которым они вместе отбывали наказание и продолжили крепкую дружбу уже на свободе.

Началось все с того, что в феврале 2018 года у Пыхтина из квартиры были похищены документы на нее, диплом об образовании, паспорт и кое-какие вещи. Тогда так и не удалось доказать, что это сделала его сожительница. Она сначала призналась, потом все отрицала. Но факт пропажи документов зафиксирован в уголовном деле: Пыхтин обращался в полицию. Документы на квартиру и диплом Сергей восстановил, паспорт ему был без надобности. Да и забыл об этом неприятном инциденте.

А спустя год обнаружил в двери записку с номером телефона и предложением сделать небольшую работу: прикрутить плинтус и отштукатурить потолок на балконе. Пыхтин за эту работу взялся. Заказчиком оказался Георгий Баканов.

19 июня, вернувшись домой с этого объекта, Пыхтин обнаружил, что в его квартире кто-то был: пропали лежавшие на виду пять тысяч тенге, а на тумбочке валялась коробочка от леденцов, которые он не покупал. В кармане брюк не оказалось удостоверения личности. Их он менял на рабочую одеж­ду, когда делал ремонт.

Сразу после выходных Пыхтин отправился в ЦОН восстанавливать удостоверение. Каково же было его удивление, когда там ему вернули не только пропавшее удостоверение, но и паспорт, который умыкнули у него еще год назад! Сотрудники объяснили, что в субботу утром некий мужчина пытался по его документам оформить новое удостоверение, якобы старое было испорчено. Но, будучи разоблаченным, мужчина бросил документы и сбежал. Потом выяснится, что это был “двойник” Пыхтина - Александр Кривов.

Удивительно, но в полицию работники ЦОНа обращаться не стали. А вот Пыхтин пошел. Правда, заявление там у него не приняли. При этом сам факт обращения зафиксирован, позже на запрос адвоката в полиции его подтвердили.

А спустя два месяца, получив иск о выселении, Сергей Пыхтин узнал, что его трехкомнатная квартира продана Ростовщикову за 8 миллионов тенге! Сделку оформили в тот самый день, 19 июня, когда Пыхтин делал ремонт по заказу Баканова. А подписал все документы “двойник” Кривов: почерковедческая экс­пертиза, которую проведут уже в рамках уголовного дела, это подтвердит. Собираясь отстаивать свою квартиру, Сергей Пыхтин обратился в гражданский суд со встречным иском. Но Ростовщиков написал заявление в полицию. И началось это невероятное уголовное дело о хищении денежных средств путем мошенничества.

Во время следствия Пыхтин несколько раз обращался с ходатайством о признании его потерпевшим: какие-то люди продали жилье без его ведома. Но оставался свидетелем, имеющим право на защиту. А потом ему вручили обвинительный акт. Григорий Баканов “признался” в ходе расследования, что эту аферу они провернули втроем: он, Кривов и... Пыхтин. Что Пыхтин, мол, сам передал ему документы на квартиру, удостоверение личности и даже паспорт, когда он пришел к Сергею домой.

В чем же интерес человека, чью квартиру продали за 8 миллионов, в то время как ее рыночная стоимость в два раза больше? По версии следствия, а затем и по приговору суда Пыхтин не только выручил часть денег от этой сделки, но и мог вернуть себе квартиру через суд!

- В действительности это дело несложное, - говорит адвокат Наталья АЛЕКСЕЕНКО. - Все сводится к правильному толкованию закона исходя из квалификации действий подозреваемых. Ведь что такое мошенничество? Это хищение, корыстное преступление, то есть у человека должен быть реализован корыстный мотив. Если он его не реализовал по не зависящим от него причинам, то это будет покушение. И еще один момент: что такое со­участие? Единство цели и направленности умысла. Это соучастников объединяет, и впоследствии они несут солидарную ответственность по иску потерпевшего. Итак, кто и каким образом реализовал корыстный умысел? У Баканова ничего не было: он получил деньги от продажи квартиры. У Кривова тоже ничего нет, и он рассказывает, что получил 500 тысяч от Баканова. По версии следствия, Пыхтин тоже деньги получил. Но ведь и квартиры, которая стоит гораздо дороже, у него не стало. Так в чем же корысть? Или это всего лишь покушение на хищение денег у Ростовщикова? И может ли быть покушение по одному и тому же эпизоду только у одного из соучастников? Абсурд!

Однако ни в полиции, ни в прокуратуре, ни в суде все эти вопросы не анализировали, и действия Пыхтина были квалифицированы как соучастие в мошенничестве. В этом суду “помог” внезапно появившийся свидетель, которого почему-то не допросили в ходе следствия, - Куроедов! Да-да, тот самый товарищ Баканова по тюрьме и жизни.

Куроедов рассказал суду, как присутствовал в квартире, которую ремонтировал Пыхтин, и видел, как тот передал Баканову свои документы и ключи. А по возвращении Баканов отдал Пыхтину большую сумму денег. Впрочем, больше никаких подробностей того дня Куроедов вспомнить не смог. “У меня с памятью проблемы, если что, я уже пьяненький был, весь день пиво пил”, - заявил свидетель в суде.

Интересно, но в показаниях Баканова указано, что та передача документов состоялась несколькими днями раньше в квартире Пыхтина. Уже в апелляции Куроедов вдруг подтвердил показания Баканова о том, как они оба приходили к Пыхтину домой накануне сделки. Но и в тот день, по собственному признанию, он был пьян, так что никаких деталей суду не сообщил.

Доказательства участия всех троих поставлялись в суд исправно. Например, Баканов предоставил диктофонную запись своего разговора с Пыхтиным, якобы сделанную за два дня до сделки. Пыхтин заявил, что голос на записи не его, и повторил, что с мошенником он познакомился лишь в день, предшествовавший ремонту. И Баканов настаивать на исследовании этой записи не стал.

Ко всему прочему потерпевший Ростовщиков наотрез отказывается заявлять иск о взыскании материального вреда! Дело в том, что квартира формально до сих пор принадлежит ему: сделка так и не признана недействительной. Его можно понять: зачем 8 миллионов, когда есть квартира, которую он продаст в два раза дороже.

Всех этих людей проверить бы на полиграфе. Но ходатайство защиты Пыхтина о таком исследовании Северо-Казахстанский областной суд не удовлетворил. Теперь аналогичную просьбу адвокат Наталья Алексеенко направила в Верховный суд, приложив к кассационной жалобе.

- В течение пяти месяцев областная коллегия рассматривала апелляционную жалобу, и сначала у меня была надежда на то, что судьи увидят ошибки в квалификации действий Пыхтина, все несоответствия и противоречия в показаниях свидетелей, которые легли в основу приговора, - говорит Алексеенко. - Так и не нашлось логического объяснения, зачем Пыхтин передал Баканову еще и паспорт, хотя для сделки достаточно удостоверения. Зачем, если он был соучастником и у него имелся корыстный умысел, обращался в полицию, кто и для чего запрашивал в ЦОНе сведения о правах на квартиру Пыхтина за два дня до сделки и многое другое? Почему все сомнения, которые возникли у суда в результате нестабильных показаний так называемых соучастников, толковались не в пользу Пыхтина, как того требует презумпция невиновности, а в пользу рецидивиста Баканова, который по своему статусу не отвечает за заведомо ложные показания и, по сути, по данному делу явился обвинителем?

Пыхтина взяли под стражу в зале суда, как и Кривова. Баканов в то время уже отбывал наказание по другим мошенническим эпизодам. Пыхтин по приговору Петропавловского городского суда, который не изменился в апелляции, получил четыре года лишения свободы, Кривов - три. А Гоша Баканов снова легко отделался: благодаря признанию вины, раскаянию, изобличению Пыхтина ему назначили всего 3 года 5 месяцев. Это менее строгое наказание было поглощено более строгим за те 30 эпизодов. Кстати, он и там заключил сделку о признании вины. В итоге из назначенных судом четырех с половиной лет сидеть Остапу Бендеру местного разлива осталось 2 года 6 месяцев. И выйдет он гораздо раньше Пыхтина, которому теперь и идти некуда: квартиры у него больше нет.

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть