9454

С чемпионским размахом

Новый скандал назревает в отечественной киноиндустрии: в департаменте экономических расследований Алматы зарегистрировали уголовное дело по факту выписки фиктивных счетов-фактур руководством компаний, сотрудничавших с производителем фильма “Боксер”. Эту картину снял нынешний руководитель “Казахфильма” Акан САТАЕВ, сценарий основан на реальной жизни олимпийского чемпиона Серика САПИЕВА. Производство картины оплачено государством, а это ни много ни мало 900 миллионов тенге.

С чемпионским размахом

Съемки фильмов о знаменитых спортсменах уже давно стали доброй традицией, и сценарии в них похожи, словно написаны под копирку: обычный парень столкнулся с трудностями, но не сломался, а наоборот, стал намного сильнее, преодолел все травмы и предательства, чтобы в итоге повесить на грудь золотую медаль. Двукратный чемпион мира и олимпийский чемпион 2012 года Серик Сапиев, безусловно, заслуживает, чтобы его путь на вершину любительского бокса был увековечен. За это и взялся Акан Сатаев, а деньги на съемки выделил Государственный центр поддержки национального кино. Случилось это еще в 2019 году, когда ГЦПНК возглавляла известный кинопродюсер Гульнара САРСЕНОВА, позже уличенная в хищении более 400 миллионов тенге, но избежавшая уголовной ответственности в связи с погашением ущерба (см. “Интересное кино!”, “Время” от 5.1.2021 г.).

Ну а пока Гульнара Болатовна рулила центром, она успела одобрить первый транш “Боксеру” Сатаева размером в 500 миллионов тенге. Чтобы сделать историю Серика Сапиева еще более убедительной, государство через ГЦПНК выделило еще 23 миллиона тенге, а затем еще 290 миллионов. Все соглашения с ТОО “Sataifilm” находятся в открытом доступе на сайте госзакупок. В общей сложности налогоплательщики уже потратили на киноленту более 800 миллионов, а всего же предполагается, что бюджет картины составит 900 миллионов тенге.

Съемки фильма, судя по новостям, стартовали в начале 2020 года, но из-за пандемии прерывались, поэтому завершить работу удалось лишь в прошлом ноябре, о чем Акан Сатаев сообщил на своей странице в соцсети. Любопытно, что к этому моменту он уже возглавил киностудию “Казах­фильм”, но, видимо, это не помешало ему закончить начатое.

Когда “Боксер” появится на больших экранах, еще не известно: из-за коронавируса кинотеатры то работают, то закрываются, а в таких условиях рассчитывать на кассовый успех сложно. С другой стороны, перед снятыми за государственные деньги фильмами не ставят задачу вернуть потраченное или принести прибыль. Зачастую главная цель - просто освоить бюджет и не сильно опозориться на премьере.

Но вот к освоению бюджетных средств и возникли вопросы. Крупная сумма, превышавшая 108 миллионов тенге, была перечислена производителем картины Sataifilm на счета ТОО “Кегрисер”. Между компаниями 10 ноября 2019 года был заключен договор аренды спецсредств, куда вошли автотранспорт, осветительная техника и другое оборудование. Согласно актам выполненных работ часть техники использовалась десять, а часть - двадцать съемочных дней. Однако согласно творческим отчетам и вызывным листам (документ, где прописан график работы группы), съемочных дней было всего три.

Таким образом, получается, что завышено количество дней и единиц использованной техники. Предварительно установлено также, что завышено количество костюмов, единиц реквизита и дней их использования, а еще количество дней аренды павильонов. Но это еще не все - в декабре того же 2019 года Sataifilm еще раз прибегнул к помощи ТОО “Кегрисер”, подписав с компанией второе соглашение на 17 миллионов тенге.

Не менее любопытная ситуация возникла и с другим поставщиком Sataifilm. Согласно договору ТОО “Qazaq Animation” занималось созданием компьютерной графики фильма “Боксер”, получив по двум договорам в общей сложности 151 миллион тенге. Однако по документам подрядчик освоил слишком большую сумму в период подготовительных работ, что тоже наводит на неприятные мысли о возможном обналичивании денежных средств.

В департаменте экономических расследований уже обратили внимание на эти нестыковки, и в феврале текущего года было зарегистрировано уголовное дело по части 3 статьи 216 “совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров в особо крупном размере”. За это преступление виновным грозит до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества. А там, где обнаруживают фиктивные счета-фактуры, обычно находят и обналичивание денег, что предполагает нецелевое использование средств или банальное хищение.

Редакция газеты “Время” направила запрос в прокуратуру Алматы, где нам подтвердили, что расследование еще не окончено, в настоящее время проводятся запланированные следственные действия.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из соцсетей, Алматы

Поделиться
Класснуть