12967

Легко отделались

В Актобе осудили двух братьев - юриста и медика, воевавших на стороне террористов

Легко отделались
Бредивший идеями халифата Ренат прозрел через полтора года (слева). Ержан (на снимке справа) отправился в Сирию вслед за братом.

Бывших боевиков - 30-летнего Ержана ТЛЕМИСОВА и 36-летнего Рената ТЛЕМИСОВА - в Актобе доставили в рамках спецоперации КНБ Казахстана “Жусан”. Это произошло несколько недель назад. Мужчины говорят, что к тому моменту уже были на все готовы, лишь бы их забрали назад на родину.

Газета “Время” пять лет назад писала о братьях Тлемисовых. В 2016 году городской суд №2 заочно вынес двухмесячный арест Ренату и Ержану. Тогда постановление слушали прокурор и секретарь - к тому времени актюбинцы уже перебрались в Сирию.

Первым на Ближний Восток в 2015-м отправился Ренат. Юрист по образованию, он захватил с собой жену и ребенка. По прибытии тут же был посвящен в солдаты ДАИШ (запрещенная в Казахстане террористическая организация), после чего приступил к военной подготовке.

На связь с родными Тлемисов начал выходить осенью того же года. Все письма носили восторженный характер. Младшего брата уговорил поехать на войну именно он, называя уменьшительно-ласкательно Ежик. Ренат в красках описывал, как над ним и его единомышленниками “кружат самолеты кафиров”, а сам он ходит теперь “с калашом наперевес”. Попутно старший брат журил младшего за то, что актюбинцы боятся войны. А война якобы - дело святое.

Также в письмах Ренат обещал, что он и его сослуживцы после победы в Сирии “приедут в Казах­стан и уничтожат тагутов” (по словам теологов, к тагутам радикалы относят полицейских, врачей, охранников и т. д.).

На следующий год, в 2016-м, Ержан уехал к Ренату. Жена с ребенком отказались ехать с ним. Отучившийся в медицинском вузе актюбинец позже тоже развел бурную деятельность в социальных сетях. Что ни слово, то призыв незамедлительно отправиться в Сирию, что ни фраза, то обвинение пользователей в бездействии и трусости.

Однако в то время, когда мужчины проходили там подготовку или воевали, женщины и дети жили в жутких условиях - совсем не то, что показывали до этого в интернете, рассказывает Сания, жена Рената. По ее словам, порой нечего было есть. Бывало, люди питались кореньями. Но даже если бы все было хорошо, у многих возникли мысли, что все случившееся с ними - это ужасная ошибка.

Кругом царили беззаконие, обман и предательство. Люди перешептывались о фактах каннибализма. В детских лагерях, где муштровали несовершеннолетних, были случаи совращения со стороны взрослых инструкторов и мужеложства.

- В начале 2017 года Ракка, на тот период объявленная столицей халифата и где мы проживали, была окружена, - вспоминает женщина. - К тому моменту муж понял, что оступился и обманут. У многих приехавших из других стран тоже открылись глаза - их используют как пушечное мясо. Ренат стал сомневаться в идеологии ДАИШ и отказался воевать. В итоге за нами начала охотиться служба безопасности ДАИШ - амният. На нас стали поступать анонимные доносы.

Один из них настрочил близкий знакомый Рената, тоже актюбинец, по прозвищу Аббас. Он учился в Египте и потом переправился в Сирию. Чтобы не воевать, Аббас близко сошелся с главарями ДАИШ, катал анонимки на своих соотечественников, отказавшихся поддерживать террористов, и пожелавших вернуться домой, а также пристально следил за каж­дым их шагом. Сколько людей из-за его доносов отправили на виселицу, остается только гадать.

- Тех, кто не хотел воевать за ДАИШ, начали вешать на базаре. Тела там висели на всеобщем обозрении по нескольку дней, - продолжает Сания.

В те же дни, к слову, были казнены три казахстанки, в том числе актюбинка Гульбану АСАНОВА. Их повесили за попытку побега из халифата (см. “Мама, считайте меня мертвой!”, “Время” от 7.11.2018 г.).

После выхода из окружения Ренат вместе с братом начали искать пути возвращения на родину. Однако в 2018-м на долгие месяцы попали в тюрьму. Со слов Сании, она уже мысленно попрощалась с мужем. Но из-за того что в суде часто менялись шариатские судьи, очередной назначенец выпустил Рената и Ержана на свободу. Взамен братьев обязали пройти шариатские курсы, чтобы убедить вновь воевать за ДАИШ.

- В начале 2019 года мужу удалось переправить меня с детьми к курдам, и мы несколько месяцев пробыли в лагере беженцев Аль-Холь, - говорит Сания.

Оттуда в рамках спецоперации “Жусан” казахстанские спецслужбы перевезли их на родину. Жена и дети Ержана (в Сирии он обзавелся новой семьей), так и остались там. Его супруга - иностранка, на детей документов нет, и неизвестно, отправит ли за своими гражданами ее родина спецборт. Ведь Казахстан - одна из немногих стран, которая не отказалась от своих граждан.

- За те два года, что я в Актобе, государство полностью взяло на себя оформление документов - моих и детей. У меня ведь отобрали в Сирии паспорт и свидетельство о рождении первого ребенка. А на второго и третьего там бумаг не выдали, - замечает женщина. - Я уже здесь переобучилась на швею. Нам предоставили медицинскую и социальную помощь. Помимо этого со мной работают психологи, теологи. Скажу коротко: то, что я до этого называла исламом, было просто большим обманом.

В 2019 году Сания прочитала в прессе, что ее муж мертв.

- Я приняла этот факт. Но когда мне сообщили в начале этого года, что Ренат жив и его вместе с Ержаном депортируют на родину, у меня не было никаких эмоций, - говорит актюбинка. - Я повторяла лишь одно: что бы мы ни сделали теперь хорошее, мы бесконечно в неоплатном долгу перед родиной.

Сейчас Сания с тремя детьми живет в семье свекра и свекрови. Родители Рената для нее самые близкие люди. Сама женщина - одна из немногих возвращенцев, которые открыто признают совершенную ошибку.

- Меня ведь могли и осудить, но после допросов решили оставить на свободе, - рассказывает Сания. - Я всегда открыто говорю: не езжайте в Сирию, ничего хорошего там нет, и никто вас там не ждет. Я удивляюсь, когда где-то читаю, что есть еще те, кто хочет отправиться туда. Мы - доказательство того, что ДАИШ - это большой обман. Какие еще нужны аргументы?!

Полностью раскаялись в содеянном также Ренат и Ержан Тлемисовы. Признания подсудимых намного упростили работу суда, в итоге процесс был недолгим - меньше месяца. Рассматривали дела братьев по отдельности. В конце Фемида в лице судей городского суда №2 Темиржана АЛДАНОВА и Алимы АДИЛОВОЙ признала их виновными в разжигании религиозной розни, пропаганде терроризма и публичных призывах к его совершению, участии в деятельности террористической группы, а также в пропаганде и призыве к захвату власти. Каждого из них приговорили к восьми годам лишения свободы. Их близкие считают приговор подарком судьбы. Ведь все могло быть гораздо хуже.

Справка

В 2020 году сотрудники управления по противодействию религиозному экстремизму ДП Актюбинской области выявили 496 административных правонарушений. В ЕРДР зарегистрировано 48 уголовных правонарушений, в том числе 11 преступлений экстремистского характера и 37 преступлений общеуголовного характера, совершенных сторонниками деструктивных религиозных течений.

Экипировка рядового боевика.

Для сведения

Психологическую и теологическую помощь для бывших сирийцев в Актобе обеспечивает информационно-аналитический центр “Ансар”. Здесь считают, что в деятельность деструктивных религиозных течений 80 процентов людей вовлекают через интернет.

- Из-за карантина мечети закрыты. Поэтому большинство верующих, не секрет, устремились в интернет. Мы тоже стараемся перестроить свою работу. С началом пандемии охват соцсетей с нашей стороны возрос в три раза. На всех интернет-площадках открыли десятки аккаунтов. Практикуем прямые эфиры, снимаем программы. Стараемся уберечь наших людей от неправильных поступков, - говорит руководитель ИАЦ “Ансар” Нурсултан ЖАНШИН.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото из социальных сетей, Актобе

Поделиться
Класснуть