1862

Основные принципы нового кодекса

Урегулирование споров между гражданами и государством выходит на новый уровень.

Основные принципы нового кодекса

С 1 июля этого года утратят силу законы “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” и “Об административных процедурах”. Кроме того, из Гражданского процессуального кодекса будет исключена статья 250 о порядке обжалования действия (бездействия) судебного исполнителя, а также глава 27, в которой идет речь о производстве по делам о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах или республиканском референдуме, и глава 29, регламентирующая производство по делам об оспаривании решений и действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих. Все эти взаимоотношения будет регулировать Административный процедурно-процессуальный кодекс, который будет введен в действие 1 июля.

Для разрешения споров, вытекающих из отношений граждан и государства, в этом году были созданы специализированные межрайонные административные суды. По данным судьи Алматинского городского суда Мейрбека БАЙГЕЛОВА, всего по стране образован 21 такой суд: в 14 областных центрах, Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, а также в Каскелене, Семее, Жезказгане и Экибастузе. Общая штатная численность этих судов составляет 179 судей. В настоящее время идет конкурс на занятие вакант­ных должностей.

- Специализированные межрайонные административные суды будут рассматривать споры в сфере публично-правовых отношений, - сказал Байгелов недавно в эфире программы Akimat live. - То есть это физическое или юридическое лицо, с одной стороны, и административный государственный орган либо должностное лицо - с другой.

По его словам, Административный процедурно-процессуальный кодекс предусматривает четыре вида исков: об оспаривании (какого-либо административного акта), о принуждении (требование истца принять благоприятный административный акт), о совершении действия (истец может потребовать как совершить определенное действие, так и воздержаться от него) и о признании (требование признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения). При этом кодекс предусматривает разные сроки подачи исков.

Иски об оспаривании и принуж­дении подаются в течение месяца со дня вручения решения госоргана, иск о совершении действия подается в течение месяца после того, как лицу стало известно о совершении действия или истек срок, установленный законодательством для его совершения. А вот иски о признании подаются в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.

- В зависимости от того, в какие правоотношения вступили физические и юридические лица с государственными органами, подается тот или иной иск в административный суд, - уточнил Мейрбек Байгелов.

Судья также рассказал о значении некоторых прописанных в Административном процедурно-процессуальном кодексе принципах.

- Принцип презумпции достоверности означает: когда физическое или юридическое лицо обращается в административный орган либо с иском в административный суд, все доказательства, материалы, документы, которые оно предоставляет, априори считаются достоверными, - пояснил Мейрбек Байгелов. - И государственный орган либо должностное лицо, которое усомнится в подлинности этих документов, обязано самостоятельно доказывать обратное. Что касается принципа активной роли суда, то физическое или юридическое лицо, вступающее в спор с государством, изначально находится в невыгодном положении. И с целью уравновешивания данных правоотношений в ходе административных процедур и административного судопроизводства был принят этот принцип. Активная роль суда включает три основных аспекта. Первый - суд имеет право не ограничиваться представленными сторонами доказательствами, документами и сведениями, он вправе по своей инициативе истребовать доказательства, если посчитает их необходимыми для установления всех фактических обстоятельства по делу. Второй аспект - это когда суд собирает доказательства по собственной инициативе, если посчитает, что представленные доказательства являются недостаточными. Третий аспект - это то, что административный орган в ходе административного судопроизводства обязан доказывать свою правоту, - заключил судья.

Алексей НИКИТЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее