9746

Доказать нельзя посадить

ДЭР Жамбылской области добился ареста матери пятерых детей и инвалида второй группы - их подозревают в организации ОПГ по обналичиванию денег

Доказать нельзя посадить

В Казахстане продолжается практика по санкционированию меры пресечения в виде ареста всем, кто не признает вину. Уже год в следственном изоляторе находится риелтор Нурайым АЛДАНИШ, подозреваемая в мошенничестве по земельным участкам вблизи аэропорта Алматы; три месяца за решеткой провела 52-летняя алматинка Айсулу МУКАЖАНОВА, обвиненная в том же преступлении. Обе женщины уже попадали на страницы газеты “Время”, и их имена прозвучали в стенах парламента. В январе этого года фракция “Ак жол” огласила их в своем запросе, требуя прекратить сажать всех без разбора. И вот новый случай - в Таразе.

За решеткой 46-летняя Айгуль КУМЕКОВА, мать пятерых детей. Ее обвинили в нескольких экономических преступлениях, а точнее - в незаконном обналичивании денег. Такую же меру пресечения применили к ее супругу, 60-летнему инвалиду второй группы Нурлану КУМЕКОВУ.

Они никого не убили и не покалечили, но уже фактически отбывают наказание. При этом уголовное дело в отношении Кумековых и еще восьми человек построено на ряде экспертиз, часть которых не находит никакого состава преступления в действиях предпринимателей. А еще часть не дает конкретных ответов, действительно ли имел место обнал. Мы попытались разобраться в нюансах этого расследования.

Летом 2020 года в Таразе активно обсуждали то ли реальную историю, то ли анекдот, связанный с задержанием высокопоставленного сотрудника местного департамента госдоходов. Некий Нуржас ТЛЕУБЕКОВ занимал высокую должность в ДГД Жамбылской области, когда к нему нагрянули сотрудники антикора. Есть версия, что чиновника убедили помочь раскрыть коррупционное преступление, проще говоря, занести кому надо деньги.

Для этого мужчину повезли к нему домой якобы за автомобилем, на котором он должен был под присмотром оперов доехать до своего руководителя и передать тому взятку. Но “сотрудничество” оказалось сорвано - Тлеубеков зашел во двор своего частного дома и… исчез! По всей видимости, Нуржас Отегенович просто перемахнул через забор и скрылся. После этого его объявили в розыск, уволили с работы и задержали спустя длительное время в столице. Кстати, руководитель Тлеубекова Ерлибек ЗИКЕЕВ в итоге уволился.

Но как связаны начальники из областного ДГД с инвалидом и многодетной матерью? А все очень просто: именно Кумековы сообщили, что у них вымогают взятку местные налоговики. Эта версия тоже требует проверки. Но якобы у членов семьи просили деньги в обмен на прекращение всяческих проверок и помощь по уголовному делу, где они проходили подозреваемыми. И как только они пожаловались на должностных лиц из ДГД, им тут же санкционировали арест!

А обвиняют Нурлана и Айгуль в серьезных преступлениях: выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров (статья 216 Уголовного кодекса), легализации денег, полученных преступным путем (статья 218), преднамеренном банкротстве (238), а также в создании и руководстве организованной преступной группировкой (262). По совокупности все это тянет лет так на 10-12.

Обратите внимание: все прегрешения Кумековых относятся к финансовым махинациям, ничего криминального они не совершили, но почему-то местный департамент экономических расследований вместе с прокуратурой области и следственным судом решили, что они могут скрыться или помешать установлению истины. Ну а почему нет? Сбежал же от правосудия сотрудник ДГД Тлеубеков, кристально честный человек, а тут какие-то бандиты. Это же классическая ОПГ - мать-героиня и муж-инвалид.

Но самое интересное, что в огромном уголовном деле на 60 томов не все так очевидно. По делу был назначен ряд экспертиз, которые должны были подтвердить, что через фирмы, относившиеся к Кумековым и их восьми подельникам, проходили липовые сделки. Однако почему-то в Институте судебных экспертиз по Жамбылской области, куда назначили комиссионное исследование, следствию не помогли. В заключении №1234 от 20 августа 2020 года прямо сказано: “Сумма, подлежащая уплате в бюджет по НДС по каждому предприятию в отдельности, не превышает особо порогового уровня для привлечения к уголовной ответственности по статьям 216 и 262 Уголовного кодекса”. То есть экономисты-финансисты ни в одной из компаний, якобы подконтрольных Кумековым, не нашли никаких запредельных транзакций.

Тогда следствие назначило еще одну экспертизу, на этот раз в Институте судебной экспертизы по Нур-Султану. Столичные специалисты должны были проверить все предприятия, связанные с Кумековыми, за период с 2009 по 2019 год. По сути, дэровцы пошли ва-банк: ну за десять-то лет хоть что-то должны были нарыть! Перед экспертами поставили четкий вопрос: сколько денег не доплатили Кумековы в бюджет в виде налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН)?

Ну и вот что указали в выводах эксперты. По пунктам:

- установить, соответствует ли бухгалтерский и налоговый учет у предприятий, подвергнутых исследованию за период с 01.01.2009 года по 31.12.2019 год, требованиям закона “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” и требованиям Налогового кодекса согласно предоставленным материалам, не представляется возможным;

- установить размер уплаченных/неуплаченных налогов КПН и НДС за период с 01.01.2009 года по 31.12.2019 год в бюджет вышеуказанными предприятиями, подконтрольными Кумековым, не представляется возможным;

- сумма КПН и НДС, подлежащих доначислению контрагентам вышеуказанных предприятий за период с 01.01.2017 года по 31.12.2019 год, с учетом предоставленных на исследование решений судов, составляет 101 882 136 тенге.

Понимаете, да? В одной экспертизе сделан вывод, что доначислять нечего, в другой указано, что сумма НДС и КПН не у проверяемых предприятий, а у их партнеров едва превышает 100 миллионов тенге. При этом сделки не признаны недействительными, госрегистрация предприятий не отменена, очные ставки с контрагентами не проведены…

И именно так зачастую выстроены уголовные дела в департаменте экономических преступлений - в основу ложатся акты налоговых проверок, вот такие же экспертизы без конкретики, даже аналитические справки по предприятиям. А потом в ходе расследования подозреваемых держат за решеткой и вменяют им участие и организацию организованной преступной группировки по обналичиванию денег. Это при том, что экспертизы ничего не доказывают.

С этой практикой пытаются бороться в парламенте. Например, в прошлом году после запроса депутата Азата ПЕРУАШЕВА Генеральная прокуратура прекратила ряд расследований ДЭР, основанных на вот таких же странных документах. Время от времени на площадке Нацпалаты “Атамекен” проходят обсуждения подобных ситуаций, когда в орбите уголовного преследования оказываются сотни, а иногда тысячи предприятий. У них арестовывают счета, им полностью блокируют любую деятельность, а потом выясняется, что доначислять в бюджет нечего. Но замораживание активов - это еще полбеды. Ведь в итоге можно оказаться в СИЗО, как это случилось с инвалидом второй группы Нурланом Кумековым и матерью пятерых детей Айгуль Кумековой.

В первых числах нового года Таразский городской суд №2 начал рассмотрение дела по обвинению Кумековых и еще восьми человек по ряду экономических преступлений. Уже в самом начале процесса прокурор Тараза Жамбыл СМАТОВ заявил отвод судье Жамал РАМАЗАНОВОЙ - якобы ее родители являются родственниками родителей одного из следователей. Суд согласился с его доводами, и дело передали в производство судьи Фаризы УТЕШОВОЙ. В то же время подсудимые заявили, что не были ознакомлены с материалами уголовного дела, что уже становится традицией - все чаще правоохранительные органы “забывают” о конституционном праве граждан на равенство перед законом и судом. Высока вероятность, что теперь дело могут вернуть на доследование. Одним словом, разбирательство обещает быть интересным.

Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть