8071

На крыльях риска

Авиакомпания “B&K AERO KZ”, выполняющая чартерные рейсы на курорты, скрыла от регулятора четыре серьезных происшествия, но продолжает летать

На крыльях риска
Тот самый самолет, с которым регулярно происходят какие-либо ЧП.

12 декабря в аэропорту Атырау случилась небольшая заварушка: у “боинга”, заходившего на посадку, не сработал датчик выпущенного шасси. Проще говоря, компьютер показал, что колеса заклинило, соответственно, садиться нельзя. Самолету пришлось уйти на второй круг, а пилотам выполнить необходимые в таких случаях процедуры. Но и это не помогло - датчики по-прежнему показывали, что шасси не вышло...

Лишь после того, как лайнер пролетел на минимальной высоте над взлетно-посадочной полосой, люди на земле увидели, что шасси выпущено и посадку в итоге разрешили. Прошла она в штатном режиме. Что в итоге случилось с сигнализацией, теперь будут выяснять инженеры. Можно сказать, что ничего страшного не случилось, но есть один важный момент: именно этот самолет в течение последних месяцев регулярно попадает в какие-то передряги.

“Боинг-737-330” с бортовым номером UP-B3717 принадлежит ТОО Sunkar Air (учредитель - Райхан ДЖАЗИНА, первый руководитель - Талгат ЖОЛДЫБАЕВ), а эксплуатирует судно с 2018 года ТОО “B&K AERO KZ” (учредитель - Мамедтаги БАГИРОВ, первый руководитель - Океан КИМ). Выпущен самолет в 1990 году, налетал в общей сложности более 58 тысяч часов, совершил свыше 35 тысяч посадок. Эксплуатант, судя по маршрутному листу, специализируется на выполнении чартерных рейсов из западных городов Казахстана в турецкую Анталью. И вот случилась такая незадача - передняя стойка шасси вышла, но датчик этого не показал. С кем не бывает?! Увы, именно с этим самолетом ЧП случаются с пугающей частотой.

Буквально месяц назад завершилось расследование по инциденту, случившемуся в июне прошлого года в аэропорту Актау. Воздушное судно с бортовым номером UP-B3717 прилетело из Антальи, выполняя чартерный рейс. На борту - 139 пассажиров, более 50 из них - дети. Уже после посадки выяснилось, что одно из колес основного шасси порвано, а на крыле остались следы от резины, также поврежден асфальт перрона. То есть при ударе о взлетно-посадочную полосу покрышка лопнула, и самолет просел на одну сторону. Это происшествие оценили как серьезный авиационный инцидент. Командир воздушного судна распорядился заменить поврежденный пневматик, и самолет полетел дальше.

Колесо шасси, поврежденное при посадке в Актау.

Однако при этом руководство эксплуатанта не уведомило уполномоченные органы о происшествии. Ну лопнуло колесо, с кем не бывает?! В одном случае не сработал датчик шасси, в другом - покрышка вышла из строя. Ну не сообщили, куда надо. Забыли, может быть.

А еще проверка выявила, что у бортового самописца из 156 параметров не регистрируется 25. Кроме того, выяснилось, что полеты 23-25 июня 2019 года осуществлялись с неисправным регистратором, плюс еще один полет 3 августа также не зафиксирован. Мелочи, опять же - с кем не бывает?!

Ну а еще эксплуатант почему-то не сообщил уполномоченным органам о других происшествиях. Например, 25 июня 2019 года самолет столкнулся с птицами в аэропорту Актобе. А 3 августа того же года птица влетела в правый двигатель “боинга” в районе аэропорта Батуми. И здесь тоже никто никому ничего не сказал.

В итоге что мы имеем? Четыре инцидента подряд, в том числе повреждение шасси, а также поломка одного из двигателей после столк­новения с птицей.

И ни одного сообщения в комитет гражданской авиации и авиационную администрацию Казахстана! Зато чартерные рейсы из Актау, Актобе, Атырау и Кызылорды в Анталью и Батуми выполняются без каких-либо ограничений. Самолет работает, приносит прибыль бизнесменам. Но следят за ним крайне плохо, что и отражено в результатах отчета. Систему управления безопасности полетов UP-B3717 комиссия назвала неэффективной и формальной.

По сути, этот 30-летний “боинг” в некотором роде - маршрутка, доставляющая ничего не подозревающих туристов на курорты. Люди ведь особо не задумываются, что за самолет выполняет рейсы и как за ним следят.

Но не до конца понятно, почему в этой ситуации никаких мер не предпринимают чиновники. Около года назад в Алматы случилась авиакатастрофа “фоккера-100” авиакомпании “Бек Эйр”. После этого представители авиационной администрации, в том числе и иностранный руководитель этого органа Питер ГРИФФИТС, заявили, что самолеты у компании были в плохом состоянии, дескать, немудрено, что все закончилось так печально.

При этом сотрудники администрации проверяли “Бек Эйр” примерно за месяц до катастрофы, но ничего криминального не нашли. Лишь после того, как самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в незаконно построенный дом, администрация всполошилась и накопала кучу нарушений.

А вот ситуация с “боингом” прямо противоположная. Нарушения уже зафиксированы, причем серь­езные. Но самолет продолжает доставлять туристов из западноказахстанских городов на морские курорты Средиземного моря. А куда смотрят мистер Гриффитс, получающий весьма солидную зарплату, и его огромный штат подчиненных? Или наводить порядок начнут постфактум, когда произойдет что-то непоправимое?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Николая УСТИНОВА и с сайта planespotters.ne, Алматы

Поделиться
Класснуть