3067

Уходи не оборачиваясь

На 25 процентов вырос уровень семейно-бытового насилия в Казахстане в период карантина, сообщила на днях министр информации и общественного развития Аида БАЛАЕВА. Тревожную тенденцию подтверждают и в актюбинских кризисных центрах.

Уходи не оборачиваясь

Как говорят в трех кризисных центрах Актобе, женщины, оказавшиеся в самоизоляции со своими мужьями-дебоширами один на один, все чаще стали испытывать насилие. На телефон “горячей линии” поступает гораздо больше обращений.

- Раньше, если мы получали пять-семь звонков в месяц, то с апреля по май, когда действовал карантин, поступило более 60 звонков, мы разместили у себя 45 женщин и детей, - говорит директор актюбинского кризисного центра “Малика” Динара КАРАБАЛИНА. 

- Убедившись, что изоляция не самым лучшим образом влияет на домашних дебоширов, мы совместно с волонтерами также открыли колл-центр по профилактике бытового насилия. Нам беспрерывно звонят, да и мы обзваниваем семьи, стоящие на профилактическом учете, выясняем наличие фактов насилия, при необходимости оказываем психологическую помощь, информируем о деятельности кризисного центра.

Похожая ситуация и в двух остальных домах мам в Актобе. И это при том, что кризисные цент­ры, построенные на счет государства или спонсорских средств, рассчитаны максимум на 20 коек каждый.

- Обращаются за помощью женщины с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации вследствие бытового насилия в возрасте от 18 до 58 лет, - говорит Динара Карабалина. - В основном это те, кто подвергается физическому, психологическому либо экономическому насилию, реже сексуальному. Бывают случаи, когда за помощью обращаются люди пенсионного возраста. Нередко жертвами становятся выпускницы детских домов. И всем, как правило, некуда идти.

Истории актюбинок, пострадавших от своих мужей, одна ужаснее другой. В одном из аулов муж-тиран до полусмерти избил жену и выгнал ее с пятью детьми из дома. Причина - жена “не так посмотрела” на главу семейства, когда тот в очередной раз явился домой пьяным. Более того, мужчина сжег документы домашних.

Женщин во время семейных ссор обливают кипятком, им наносят ножевые раны, ломают ребра, для устрашения душат, бьют об стену. Есть и такие, которые не бьют, но не менее изощренно измываются психологически: унижают, оскорбляют, убеждают, что они ничего из себя не представляют, никому не нужны…

На такое обращение, к примеру, недавно пожаловалась... пенсионерка, которую годами травила вся родня мужа, даже младшие по возрасту.

- Попав в приют, пострадавшие получают четырехразовое питание, медицинскую помощь, психологическую поддержку, юридические консультации, помощь в трудоустройстве и восстановлении документов, - говорит Динара Карабалина.

Помощь во всех трех кризис­ных центрах Актобе бесплатная и анонимная. Адреса приютов не разглашаются, чтобы оградить женщин от преследования оскорб­ленных и разъяренных мужей. Женщины, пребывающие здесь, могут заняться шитьем, вязанием, рисованием, для них организованы мастер-классы по выпечке, кройке и шитью. В рамках специальных программ их переобучают и трудоустраивают. Тех, кому по закону полагается жилье от государства, ставят на очередь, а до этого временно размещают в общежитии, если им некуда идти или они не в состоянии снимать квартиру.

Дети тоже не скучают: для них проводят тематические конкурсы рисунков, экскурсии, походы в парк. Малыши посещают детский сад бесплатно.

Но главная помощь, говорят в кризисных цент­рах, - это психологическая поддержка. Потому что если за те полгода, что женщина проводит в приюте, ей не дать понять, что хозяйка ее судьбы только она сама, то сколько ни старайся улучшить ее жизнь, толку будет мало.

Ведь не секрет, говорят специалисты, что почти во всех случаях женщины в издевательствах над собой винят себя же. Психологи называют это синдромом жертвы.

Возникает вопрос: почему женщины не уходят, если им так плохо? Ответов, казалось бы, множество, отмечают психологи, но самый главный из них - это заниженная самооценка жертвы. И когда над ней еще издевается тиран, то со временем человек теряет границы своего “я”. В результате жертва начинает зависеть от других и попадает под влияние.

- Порой мы наблюдаем такую картину: в приюте женщине уже через пятнадцать дней становится тоскливо, нет тех эмоций, что бурлили дома, она начинает “скучать” по своему тирану. Вскоре она возвращается в семью, а спасатели - родня, друзья, кризисный центр - остаются в стороне. Выход из этого бесконечного треугольника один - найти свое “я”, создать границы и взрастить в себе личность, - говорят психологи кризисного центра “Малика”.

При этом работу в кризисных центрах специалисты называют уже борьбой с последствиями. Тогда как все это, по их мнению, можно предотвратить. По их словам, необходимо неустанно вести профилактические беседы, говорить открыто о случаях издевательств, показывать, к чему приводит их замалчивание, учить, что нельзя мириться с насилием. Психологи предлагают проводить эти уроки еще в колледжах и институтах. По их мнению, это хорошо скажется на дальнейшей жизни самой молодежи или, по крайней мере, будет способствовать раннему выявлению случаев бытового насилия.

Что делать, если вы подвергаетесь домашнему насилию

- Любыми способами постарайтесь вызвать на помощь соседей или родственников.

- Попытайтесь незамедлительно покинуть дом, взяв с собой документы, деньги и вещи первой необходимости. Но при этом заранее узнайте адреса и телефоны кризисных центров и приютов.

- Обратитесь к своему участковому полицейскому.

- В случае опасности звоните по номерам “102” и “150” (“горячая линия” Союза кризисных центров Казахстана).

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото автора, Актобе

Поделиться
Класснуть