7428

Приключения американца в Казахстане

Как бизнесмен из Нью-Йорка потерял около 700 миллионов тенге и не может забрать свои деньги вот уже пятый год

Приключения американца  в Казахстане

Газета “Время” уже несколько раз рассказывала о ситуации, в которую угодил гражданин США Аркадий ОРКИН. Впервые на страницах издания его имя появилось в 2016 году, когда в столице шел суд по делу Надежды СЕИТОВОЙ, владелицы ресторана “Тифлис”.

Известная бизнесвумен взяла у Аркадия Оркина деньги, чтобы вложить их в производство вагонных тележек, но в итоге похитила большую часть суммы. Сеитову суд первой инстанции признал виновной в мошенничестве, отправив ее за решетку на 6 лет. В горсуде столицы приговор изменили, сократив срок вдвое в связи с амнистией, но она по-прежнему должна выплатить инвестору более 633 миллионов тенге. С тех пор прошло более трех лет, Сеитова уже на свободе, но, как рассказывает Аркадий Оркин, он до сих пор не получил от нее ни копейки! Он сам связался с нашим корреспондентом, чтобы поделиться новостями.

- Любое наказание должно быть соразмерно совершенному преступлению, - начинает разговор американский бизнесмен. - В нашем же случае мошенница, которая похитила миллионы долларов, разгуливает на свободе, имеет доходный бизнес, и при этом она не выплатила ни одного тенге из причитающегося мне по приговору суда ущерба. А многочисленные пострадавшие от ее деятельности пожимали руку моему представителю в суде, радуясь, что наконец-то Сеитова получила по заслугам.

Некоторые пострадавшие признались, что вместо возмещения ущерба мошенница открывала на них еще и уголовные дела. То же самое она пыталась провернуть и со мной, рассказывая сказки, что я рэкетир и вымогатель. И эту дикость она писала и направляла в администрацию президента и Генеральную прокуратуру! Но больше всего у меня, гражданина США, вызывает удивление, как быстро осужденная преступница оказалась на свободе. Сначала шесть лет, потом три года, а в итоге она не отсидела за решеткой даже это время!

- Как же так получилось, что Надежда Сеитова покинула колонию раньше отмеренного срока?

- Об этом надо спросить судью Карагандинского областного суда Жумабая АБИШЕВА, - разводит руками Аркадий Оркин. - Именно он рассматривал ходатайство Сеитовой о замене режима наказания. Ключевым критерием для условно-досрочного освобож­дения, замены наказания, замены режима на более мягкий является полное возмещение ущерба. Мне же Сеитова деньги принципиально не возвращает, но тем не менее судья Абишев вынес постановление о переводе осужденной в учреждение минимальной безопасности, даже не известив меня и моих представителей о судебном процессе. Потом мне присылают фотографии - мошенница готовится к празднику в своем ресторане, хотя еще должна отбывать срок. Разве это правосудие?

Мне кажется, это издевательство над здравым смыслом! Таких преступников нельзя прощать. Ведь известно, что прощение делает преступное поведение экономически выгодным. По сути, можно обмануть других, потом на короткое время сесть в тюрьму и оставить деньги себе. Прощая мошенников и лжецов, мы наказываем порядочность и делаем мир хуже. Прощение - это моральное участие в преступлении. И вот судья Абишев отправляет Сеитову практически на свободу, а потом спустя некоторое время мне стало известно, что его проводили на почетную пенсию. Надеюсь, что он на заслуженном отдыхе ни в чем не нуждается.

- Быть может, Сеитова раскаялась в своем преступлении, признала вину и попросила прощения? Это тоже учитывается судом при изменении наказания.

- Вы всерьез спрашиваете про раскаяние? - удивляется американский бизнесмен. - Вот если бы она позвонила мне и сказала: “Аркадий, я была не права, готова возместить ваш ущерб и затраты за эти пять лет, просто дайте мне 2-3 года”, я бы тогда поверил, что она, может, и раскаялась. Но у преступников другая психология. Они ведь считают, что заработали эти деньги, а не отобрали обманом. Такая логика у мошенников.

Быть может, Надежда Сеитова действительно заработала деньги, а ее лишь выставляют преступницей? Аркадий Оркин готов еще раз, подтверждая каждую цифру документально, доказать, что его “бизнес-партнер” всех обманула.

- Деньги у меня Сеитова брала для выполнения контракта с ТОО “Казахстанская вагоностроительная компания” на поставку вагонных тележек, - объясняет бизнесмен. - Гарантией возврата моих средств являлись только платежи от КВК, поэтому в ходе встреч и переписки многократно оговаривалось, что я должен был знать о всех поступающих переводах из КВК. Все эти факты были исследованы и закреплены доказательствами в суде.

Именно там выяснилось, что когда Надежда Сеитова обсуждала наше сотрудничество в октябре 2014 года, она уже получила огромную предоплату от КВК - 1,35 миллиарда тенге! И в то время, пока Сеитова меня просила о финансовой поддержке и вела со мной переговоры, она вывела со счетов 1,1 миллиарда тенге из полученной от КВК предоплаты, более половины суммы - наличными!

- Получается, у Сеитовой с самого начала был умысел обмануть меня, - продолжает Аркадий Оркин. - В 2019 году в Верховном суде Сеитова и ее адвокат пытались доказать, что никакого мошенничества не было, просто возникло недопонимание между партнерами, дескать, это гражданско-правовые отношения между ней и мной. Выходит, все вокруг дураки - следственно-оперативная группа службы экономических расследований, судьи Сарыаркинского суда №2 и горсуда, мои юристы, одна она только умная.

Почти до конца 2019 года Надежда Сеитова должна была отбывать наказание, но новый год встретила в своем ресторане.

А знаете, на чем было построено постановление Верховного суда о передаче в кассацию ходатайства Сеитовой о пересмотре приговора? Якобы неправильно была рассчитана госпошлина! И на этом основании судья Верховного суда Анатолий СМОЛИН направил дело на рассмотрение в кассационную инстанцию. Мои юристы выяснили, что даже если госпошлина была неправильно исчислена, тогда как она была исчислена абсолютно правильно, это не является основанием для пересмотра судебного акта согласно 485-й статье Уголовно-процессуального кодекса и не должно влечь передачу ходатайства осужденного в кассацию.

Видите, нам даже пришлось вникать в такие мелочи. При этом Сеитова требовала отменить все решения судов по ее уголовному делу, полностью оправдать, а в рамках гражданско-правовых отношений сократить сумму взыскания до 150 миллионов тенге!

- Чем же закончилось это судебное разбирательство?

- Нам пришлось снова доказывать, что у меня обманом выманили деньги, - продолжает Аркадий Оркин. - Мы пояснили в суде, что Сеитова получила от моей фирмы 2,4 миллиона долларов, вернула до возбуждения уголовного дела 700 тысяч, то есть прямой ущерб составляет 1,7 миллиона. Простая арифметика. Переведите в тенге по сегодняшнему курсу - это более 700 миллионов. И это не считая тех затрат, которые я несу все эти пять лет, чтобы вернуть свои деньги. А мошенница заявила в суде, что долг перед моей компанией - 150 миллионов тенге!

И я искренне рад, что в кассационной коллегии Верховного суда во всем разобрались и мошеннице было отказано в ее наглой просьбе. Я могу только поблагодарить председателя коллегии по уголовным делам Абрашида ЖУКЕНОВА, который продемонстрировал высокий профессионализм и объективность.

- Получается, Надежда Сеитова не смогла доказать свою невиновность во всех судебных инстанциях. Почему же тогда ее инвестор по-прежнему не получил назад свои деньги. Неужели ей нечем платить?

- На самом деле активов у Сеитовой множество, и они легко перекрывали нанесенный ущерб не только мне, но и другим сторонам, - объясняет Аркадий Оркин. - Но мы оказались втянуты в бесконечные судебные разбирательства, цель которых - затягивание процесса возврата долгов. В результате наши юристы совместно с судебными исполнителями сумели добиться взыскания на имущество Сеитовой, в частности на ее ресторан “Тифлис”. Казалось бы, уже все знают, что Сеитова осужденная мошенница, похитившая деньги, это подтверждено тремя судами! Но теперь Сеитова подала кассационную жалобу в Верховный суд, требуя отменить решение о взыскании ее имущества в виде ресторана для частичного погашения ущерба. И вы знаете, вновь после предварительного рассмотрения судья гражданской коллегии Гахарман ДУЙСЕНБАЕВ направляет жалобу Сеитовой в кассационную инстанцию по гражданским делам Верховного суда, тогда как, согласно сложившейся практике, в кассацию передается лишь мизерный процент таких дел, и для такой передачи должны быть веские основания. В качестве веских оснований указано, что в рамках исполнения приговора в части гражданского иска нельзя обращать взыскание на имущество должника. Приговор в части гражданского иска можно исполнять лишь способом, изложенным в его резолютивной части.

- Как мне пояснили мои юристы, это в корне противоречит закону “Об исполнительном производстве”, - продолжает Аркадий Оркин. - И у меня это не укладывается в голове. Верховный суд признал, что Сеитова - преступница, которая нанесла мне огромный ущерб. Но при этом Верховный суд хочет разобраться, имею ли я право забрать имущество мошенницы, чтобы хоть частично возместить ущерб! У меня складывается впечатление, что к Сеитовой иногда какое-то особенное отношение в судах.

Тем не менее Аркадий Оркин все равно не опускает рук и продолжает верить в справедливость.

- Между нашими странами сложились дружественные и развивающиеся отношения, характеризующиеся сотрудничеством и взаимной поддержкой, - говорит американский бизнесмен. - Руководители Казахстана прилагают большие усилия для привлечения инвесторов. Но для того, чтобы ваша страна стала по-настоящему привлекательной для инвесторов, нужны не только законы, но и реальная защита этих инвесторов, которые становятся жертвами таких мошенниц, как Сеитова.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта weproject.media, Нур-Султан

Ссылки по теме:

Форбс и маленькие тележки”, “Время” от 10.8.2016 г.

Аркадий Оркин, бизнесмен: В бизнесе за непорядочность выносят пожизненный приговор!”, “Время” от 2.11.2016 г.

Аксиома не для всех”, “Время” от 7.3.2018 г.

Поделиться
Класснуть