6749

Американский инвестор Аркадий ОРКИН: В бизнесе за непорядочность выносят пожизненный приговор!

В Астане возобновился судебный процесс по громкому делу владелицы ресторана “Тифлис” Надежды СЕИТОВОЙ и ее мужа Якова ГОДИНА, которые уже попадали на страницы “Времени” - в августе мы рассказали о начале судебного разбирательства с их участием (см. “Форбс” и маленькие тележки”, “Время” от 11.8.2016 г.). Обвинение предъявляет семейной паре целый букет преступлений - от подделки документов до мошенничества. Из материалов дела прослеживается, что Надежда Сеитова являлась фактическим руководителем нескольких десятков компаний, через которые отмывались миллиарды тенге. Кроме того, следствие считает, что подсудимые обманули “дочку” “Казахстан темир жолы” “Казахстанскую вагоностроительную компанию” и попутно кинули на крупную сумму иностранного инвестора - гражданина США, президента компании Steel Trade Services Аркадия ОРКИНА. Сразу после выхода статьи мы связались с американским бизнесменом и попросили его высказать свою позицию по поводу случившегося. В интервью газете “Время” предприниматель впервые рассказывает подробности этой детективной истории.

Судебный процесс по делу Надежды Сеитовой и Якова Година еще не завершен, но уже в некотором роде вошел в историю. Начиналось разбирательство под председательством Биржана ТОРЕГЕЛЬДЫ из Сарыаркинского райсуда № 2: он отнесся к подсудимым предельно лояльно, вернув дело гособвинителям на устранение ошибок. Однако после протеста прокуратуры процесс был возобновлен, причем уже под руководством Умсын МУХАНГАЛИЕВОЙ, которая сразу же взяла под стражу обоих подсудимых. И за всеми этими пертурбациями из-за океана наблюдает американский подданный Аркадий Оркин. У него уже сложилось свое мнение о работе правоохранительных и судебных органов Казахстана.
- С Сеитовой и Годиным я познакомился в 2014 году, когда мы заключили эту злосчастную сделку, - вспоминает наш собеседник. - В этой паре Надежда играет главную роль, она занимается всеми делами, а супруг ей помогает. Она с самого начала себя позиционировала как успешная бизнесвумен, состоятельная, обладающая устойчивыми и наработанными связями в железнодорожной отрасли. Ее фирма - ТОО “СнабПромСервис” - выиграла крупный тендер на поставку 1406 железнодорожных тележек для “Казахстанской вагоностроительной компании” на сумму 4,5 миллиарда тенге. В сентябре 2014 года она предложила нашей компании профинансировать и совместно реализовать этот проект, пообещав прибыль в миллион долларов. Я от этого предложения отказался. Если честно, давно планировал открыть предприятие в Казахстане, которое бы занималось реальным производством с максимальной местной составляющей. Среди моих партнеров есть люди, которые имеют опыт работы в сфере железнодорожной отрасли, а у меня самого большой опыт в металлургии. Поэтому я предложил подписать Надежде Сеитовой меморандум о сотрудничестве, в рамках которого мы в дальнейшем смогли бы запустить несколько производственных предприятий. Однако я поставил условие, что данный тендер она реализует без моего участия, и только после его полного исполнения я готов был к сотрудничеству. Этот пункт в меморандуме был четко прописан!
- Несмотря на это, Надежда продолжала обращаться ко мне с просьбой помочь в реализации этого проекта и просила как минимум 5 миллионов долларов, - говорит Аркадий Оркин. - Она жаловалась, что сроки поставки первой партии готовой продукции весьма сжаты, что у нее в настоящий момент нет оборотных средств для приобретения комплектующих в России, что авансового платежа не будет и что на кону судьба зарождающегося нового казахстанского производителя и лично ее репутация и что она может лишиться всего проекта! Это, можно сказать, был крик отчаяния.
Вот так Аркадий Оркин стал бизнес-партнером Сеитовой и Година. Поначалу совместная деятельность не вызывала у американского предпринимателя нареканий.
- Надежда Борисовна добилась своего, и я дал предварительное согласие на участие в проекте, - объясняет господин Оркин. - По условиям тендера ее компания должна была получить сертификат соответствия, чтобы стать полноценным предприятием. Важнейшим условием для проекта было проведение испытаний произведенных компанией Сеитовой грузовых тележек специалистами из Санкт-Петербурга. Из протокола испытаний от 17 октября 2014 года следовало, что компания “СнабПромСервис” предоставила специалистам ООО “ИЦПС” две тележки, которые успешно выдержали все тесты и соответствуют всем требованиям. Поэтому я дал команду подписать контракт и 20 октября перевел деньги.
Аркадий Оркин полностью доверял своим казахстанским партнерам и о том, что его обманывают, узнал совершенно случайно.
- Я был у себя дома и рано утром за чашкой кофе просматривал новости из Казахстана, - объясняет бизнесмен. - И тут вижу статью о ТОО “СнабПромСервис”, в которой говорится о получении компанией аванса в размере 1 миллиарда 353 миллионов тенге. Я посмотрел курс, перевел сумму в доллары США и почувствовал неладное. Это по курсу 7,5 миллиона долларов! Получается, что Сеитова соврала о том, что у нее не было средств на этот проект? Кроме того, у нас была договоренность, что я буду получать всю информацию о финансовой деятельности компании, но и здесь меня обманули. Я сразу же позвонил моему представителю, который находился в это время на заводе, откуда должна была производиться отгрузка продукции, приобретенной на выделенные мною средства. Вместе с ним в этот момент на заводе находился Годин, супруг Надежды Сеитовой. Мой представитель спросил у него о получении аванса, на что Годин ответил, что они его не получали и что все это происки конкурентов.
- В мире большого бизнеса и в той среде, в которой я общаюсь, людям свойственно доверять друг другу, - продолжает американский бизнесмен. - Честно говоря, и я, и мой представитель поверили Якову и успокоились. Однако через несколько дней опять появилась информация об авансе, и у меня закралось сомнение в честности На­дежды Борисовны. Контрактом было предусмотрено получение финансовой информации о ходе реализации проекта, и мои сотрудники начали отправлять в Астану запросы с просьбой предоставить все необходимые данные. В результате переписки у нашей стороны возникли вопросы, и мне пришлось послать в Астану своего представителя. Он подтвердил мои самые худшие догадки. Нас обманывали с самого начала, о получении аванса знали, кажется, даже повара и водители ресторана “Тифлис”, а из полученных средств порядка 5-6 миллионов долларов просто исчезли! К этому моменту все сомнения пропали: мы поняли, что столкнулись с мошенничеством. Было только одно желание - как можно быстрее забрать свои деньги и забыть навсегда этих людей. Знаете, Сеитова и Годин просили меня не обращаться в правоохранительные органы, обещали, что все вернут. Надежда даже была готова дать личные гарантии, оформить в залог продукцию. Я подумал и пошел на уступки. Причин было много, но это долгий разговор. Но отмечу, что все делалось из принципов гуманности и человеколюбия! А в результате я понял, что она просто тянет время и не собирается возвращать похищенные у меня средства.
Президент компании Steel Trade Services был вынужден прибегнуть к крайней мере и написать заявление в правоохранительные органы.
- Возникает ощущение, что Сеитова с самого начала задумала всех обмануть, - считает Аркадий Оркин. - Свою фирму “СнабПромСервис” она зарегистрировала на некоего Владимира БЛОХИНА, который к управлению компанией никакого отношения не имел. Из 1,35 миллиарда тенге, полученных авансом от КВК, более миллиарда были использованы не по назначению! В августе 2015 года мы узнали, что правоохранительные органы Казахстана начали расследование в отношении Надежды Борисовны, а также про­явили интерес к ее многочисленным компаниям. Мы несколько месяцев надеялись, что Сеитова и Годин смогут урегулировать все вопросы и вернут деньги. В итоге этого не произошло, и тогда мы в конце февраля 2016 года обратились с заявлением в правоохранительные органы. Я хочу отметить добросовестность и порядочность сотрудников следственно-оперативной группы и надзирающего прокурора. Несмотря на мощное давление со стороны Сеитовой, они сумели завершить расследование и довести дело до логического конца.
Теперь судьбу владелицы ресторана и ее мужа решает суд. Аркадий Оркин на заседаниях не присутствует, но его представители постоянно находятся в зале, поэтому он хорошо осведомлен обо всем, что происходит.
- Мы с самого начала требовали, чтобы Сеитова была арестована, поскольку она оказывала давление на ход следствия, - говорит инвестор. - Только после того как был заменен судья, наше ходатайство было удовлетворено. Я, как гражданин США, очень надеюсь, что суд объективно разберется во всех вопросах. Кроме того, хочу поблагодарить дипломатический корпус США в Казахстане - мы находимся на постоянной связи.
В конце нашей беседы мы спросили господина Оркина: не отпало ли у него желание работать в Казахстане после всего случившегося?
- Конечно, противозаконные действия по отношению к нашей компании могут дать почву задуматься иностранным компаниям, собирающимся инвестировать или финансировать проекты в Казах­стане, - считает бизнесмен. - Хотя наша компания намеревается продолжать свое участие во взаимовыгодной работе по созданию в Казахстане современных промышленных производств в чувствительной для экономики страны сфере, при этом надеясь на защиту наших законных интересов в правоохранительных и судебных органах Казахстана. Мы все с нетерпением ждем результатов суда, но бизнесмены свой приговор Сеитовой уже вынесли: с этой женщиной порядочные люди никаких дел иметь не будут.

Посольство США В Казахстане: Ситуация Аркадия Оркина вызывает нашу озабоченность

Судебный процесс по делу Надежды СЕИТОВОЙ и Якова ГОДИНА привлек внимание не только журналистов, но и сотрудников посольства США. Дипломаты посещают заседания, чтобы удостовериться в том, что права американского бизнесмена Аркадия ОРКИНА не будут нарушены. Наш корреспондент связался с торговым атташе посольства США Патом КЭССИДИ, и в интервью газете “Время” он подтвердил, что американская дипмиссия действительно очень внимательно следит за процессом в Астане.
- Дипломатическая миссия США в Казах­стане уделяет особое внимание благополучию граждан США, которые посещают, проживают или ведут бизнес в вашей стране, - объясняет господин Кэссиди. - Как торговый атташе, я заинтересован в продвижении американского экспорта в Казахстан, в увеличении двусторонней торговли и защите коммерческих интересов Соединенных Штатов Америки. Случаи, когда американская компания оказывается в потенциально опасной или незаконной ситуации, вызывают нашу озабоченность, и мы уделяем им особое внимание.
- Как посольство США может помочь своим соотечественникам в подобных ситуациях?
- Как правило, мы их перенаправляем местным юристам и предоставляем информацию об их правах и обязанностях, а также даем советы о том, как они могут решить проблему в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Часто ли граждане США становятся жерт­вами экономических преступлений в Казахстане?
- Я полагаю, что данный вид мошенничества не является частым явлением, но так как мы являемся частью дипломатической миссии США в Казахстане, как правило, граждане США в первую очередь обращаются к нам за консультацией и помощью.
- В каком режиме посольство США будет отслеживать судебный процесс с участием Аркадия Оркина?
- Мы планируем принять участие в одном или нескольких слушаниях. Это то, что мы часто делаем в случаях с участием граждан США или американских компаний. У нас нет цели или возможности повлиять на судебный процесс, но мы стараемся поддержать наших граждан и удостовериться в том, что с ними обращались справедливо.
- Возможен ли вариант, что к расследованию присоединятся американские спецслужбы, которые могли бы помочь найти спрятанные подсудимыми деньги?
- Это не в моей компетенции, поэтому я не владею данной информацией. В любом случае обязательным условием для начала такого поиска будет законное решение суда в пользу гос­подина Оркина.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть