4983

Доза остаётся навсегда…

29 августа исполняется 70 лет со дня первого взрыва атомной бомбы на Cемипалатинском испытательном полигоне. Накануне трагической даты ветераны международного антиядерного движения “Невада - Семипалатинск” обратились к властям с призывом решить застарелые проблемы пострадавших от испытаний на полигоне.

Доза остаётся навсегда…

- Мы помним те моменты, когда после каждого взрыва падала посуда, танцевали люстры, сотрясались шкафы и дрожали стены, - рассказывает вице-президент движения “Невада - Семипалатинск” Султан КАРТОЕВ. - Мы, будучи маленькими детьми, в страхе выскакивали на улицу, не зная, что происходит. Ведь никто не предупреждал, что завтра будут очередные испытания. 456 ядерных взрывов!

Султан КАРТОЕВ.

Последний взрыв на полигоне был произведен в 1989 году, а 29 августа 1991 года полигон был закрыт. С того времени прошло уже 28 лет, но, по мнению Султана Картоева, вопросы социальной реабилитации в регионах, подвергшихся воздействию радиации, стоят по-прежнему остро.

- Казахстан получил международную известность, став единственным государством, добровольно отказавшимся от ядерного оружия. Но никогда не стоит забывать, что за этим стоит протест простых людей, - говорит вице-президент движения “Невада - Семипалатинск”. - И что мы дали народу? Вот я беру закон Российской Федерации “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”. Там больше десятка пунктов, включая компенсацию на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства и выход на пенсию на 10 лет раньше. Подобный закон еще в 1992 году вышел и в Казахстане. Впоследствии льготы для пострадавших были урезаны до минимума. А сейчас и вовсе реально работает несколько пунктов. Да и те вызывают массу вопросов…

В январе этого года Султан Картоев, президент общественного фонда “Центр семьи” Жанна ЖИБРАЕВА и руководитель научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Талгат МУЛДАГАЛИЕВ приняли участие в заседании рабочей группы мажилиса. Тогда они заявили, что действующий закон о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, безнадежно устарел.

Талгат МУЛДАГАЛИЕВ.

Так, сейчас размер льгот определяется в зависимости от того, в какой зоне проживает пострадавший от деятельности полигона. Всего пять зон: чрезвычайного радиационного риска, максимального, повышенного (к ней относятся Семей и Усть-Каменогорск), минимального риска и последняя, пятая - территория с льготным социально-экономическим статусом.

- Деление по зонам радиационного риска было актуально и объективно в далеком 1992 году, сразу после закрытия полигона, но не сейчас, - считает Талгат Мулдагалиев. - Исследования, проведенные с 1995 по 2015 год совместно с зарубежными учеными, показали, что радиоэкологическая обстановка больше не имеет резко выраженных отличий. Поэтому считаем, что деление по зонам проживания в законе о социальной защите граждан, пострадавших от полигона, нужно упразднить. А оказание социальной помощи необходимо производить в зависимости от величины индивидуальной дозы облучения пострадавшего.

Действующий закон распространяется на граждан, проживавших во время проведения испытаний на полигоне с 1949 по 1991 год. Но в том и загвоздка, что на льготы, предоставляемые законом, имеют право только те пострадавшие, кто проживает в данный момент в зоне радиационного риска.

- Человек провел большую часть своей жизни в зоне чрезвычайного или максимального радиационного риска. Но если в данный момент он проживает в Семее, то будет получать льготы для зоны повышенного риска. Если же пострадавший уедет из зоны воздействия полигона, он вовсе лишится всех льгот. Конечно, это несправедливо, - заявляет директор НИИ радиационной медицины и экологии. - Куда бы человек ни

уехал - в Алматы, Израиль или Германию, его доза облучения навсегда останется с ним. Те риски, которые присутствуют, никуда не денутся. Ему также необходимо проходить один раз в год обследование, чтобы исключить возникновение заболеваний, связанных с воздействием ионизирующих излучений, причем не только самому облученному, но и его детям и внукам.

К примеру, у пострадавших, индивидуальная доза которых или доза родителей составляет 25 бэр, может развиться рак легкого и молочной железы, осложненные артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца. Поэтому ученые и настаивают, чтобы определяющим фактором при выделении льгот была не прописка, а доза облучения.

Льготы, которые пострадавшим от воздействия полигона на сегодняшний день предоставляет действующий закон, вызывают у общественников грустную улыбку. Их всего две. У работающих - это ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (в зависимости от зоны радиационного риска от

5 до 14 календарных дней) и дополнительная оплата труда (от одного до двух МРП). С пенсионерами все обстоит куда сложнее…

- Подавляющее большинство пенсионеров, пострадавших от воздействия взрывов на полигоне, вообще остались без льгот! - констатирует председатель движения “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ. -  На первых порах закон гарантировал выплату добавки к пенсии всем пенсионерам. Но в последующих его редакциях льготы урезали до минимума. На сегодняшний день на надбавку к пенсии в размере от 1,83 до 2,09 МРП имеют право только пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года и проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска.  К примеру, пенсионеры Семея, который относится к повышенной зоне, остались без добавки к пенсии. А им бы очень пригодились даже эти крохи. Ведь, по данным выплатного центра Семея по состоянию на 1 октября 2018 года, из общего числа пенсионеров

(52 340 человек) 44 процента получали пенсию до 51 000 тенге! По­этому у нас так много пенсионеров, которые, переехав в Семей, сохраняют прописку в районах, где зона радиационного риска выше! Все ради надбавки…

Еще в начале года Жанна Жибраева представила парламентариям предложения общественников по расширению льгот закона о социальной защите граждан, пострадавших от полигона.

- В связи с увеличением пенсионного возраста должна быть рассмотрена возможность льготного выхода на пенсию пострадавших от последствий ядерных испытаний, - говорит Жибраева. - Также мы предложили освободить лиц, подвергшихся воздействию полигона, от уплаты обязательных взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, предусмотрев эти выплаты за счет республиканского бюджета.

Среди предложений общественников - бесплатное оздоровление в санаториях один раз в год и создание реабилитационного центра, предназначенного для регулярного обследования и лечения пострадавших от испытаний на полигоне.

- Вот уже много лет закидываем вышестоящих своими предложениями о внесении изменений в давно изживший себя закон о социальной защите пострадавших от воздействия полигона. Только воз и ныне там. Уже не верится, что от нас не отмахнутся и в этот раз, - с горечью признается Ольга Петровская.

Султан Картоев вздыхает:

- С 2001 года где только не поднимал эти вопросы! Нулевой результат… Но после того как во время своего визита в Семей президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ обещал оценить эффективность принятых ранее мер по защите и реабилитации населения, пострадавшего от испытаний, появилась надежда быть услышанными.

Милана Гузеева, фото автора и из архива движения “Невада - Семипалатинск”, Семей

Поделиться
Класснуть