Свобода по безналу
Следователи управления собственной безопасности департамента полиции (ДП) Алматинской области раскрыли коррупционную схему в пенитенциарной системе
Пока главным фигурантом досудебного расследования, возбужденного по статье 362 УК РК (“превышение власти или должностных полномочий”), стал офицер колонии строгого режима, расположенной в поселке Заречном под Алматы. Судя по оперативной информации, за этой серой схемой могут стоять куда более высокие чины…
18 октября 2017 года Артура ФИЛИПЕНКО отправили отбывать наказание в учреждение ЛА 155/12 департамента уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по Алматинской области. В колонии парня устроили учетчиком нарядов, претензий по работе и соблюдению режима к нему не было.
Спустя некоторое время Артур собрал необходимые документы и передал их начальнику отряда, чтобы тот отправил в администрацию президента ходатайство о помиловании осужденного. Примерно через неделю инспектор спецотдела колонии Гулим БЕКБОЛАТКЫЗЫ, пообщавшись с Филипенко, предложила ему свою помощь в сокращении срока наказания на два года. Артур, посоветовавшись с родственниками, на очередной встрече с Гулим уточнил, в чем конкретно будет заключаться ее помощь.
В своих показаниях Артур Филипенко уверяет следователя УСБ ДП Алматинской области: “Гулим Бекболаткызы дала мне номер своего мобильного телефона - 8-778-358-59-... - и попросила перезвонить, чтобы спокойно обсудить и решить, как и что делать...” Позвонив Гулим с таксофона в колонии, Артур услышал: у нее есть влиятельные люди, которые могут скостить заключенному два года от общего срока. Но не за красивые глазки: цена вопроса - 2000 долларов. Филипенко пообещал найти эту сумму, и Гулим продиктовала ему номер своей банковской карты и ИИН (эти данные имеются в редакции и в материалах уголовного дела), но строго предупредила: “Деньги пропусти через знакомых двумя-тремя перечислениями, напрямую не высылай”. Видимо, побоялась взять напрямую. И тому есть веские причины.
После публикации во “Времени” истории с убийством помощника завхоза соседней колонии ЛА 155/8 Романа ВАЙГАНДТА заключенным Артуром ШАМРАЕВЫМ (см. “Зона смертельной опасности”, “Время” от 28.3.2019 г.) начальник этого учреждения и четыре его зама лишились своих должностей. Уголовное дело по этому убийству расследуется следователем департамента полиции Алматинской области, а во все колонии, расположенные в Заречном, теперь регулярно приезжают с различными проверками. Ревизоры предупреждают всех сотрудников исправительных учреждений: “Строго и неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, не поддаваться на провокации со стороны осужденных, не превышать свои должностные полномочия, не вымогать взятки...”
Видимо, поэтому Гулим и те, кто за ней стоит, решили обезопасить себя безналичным расчетом. Ведь, будучи пойманным с поличным, трудно отмазаться от факта получения взятки: улик в этом случае хоть отбавляй - меченые купюры, оперативная аудио- и видеофиксация получения денег, скрытая запись телефонных разговоров. А вот в случае с безналом имеется небольшой шанс: мол, банковская карта действительно моя, реквизиты тоже, а что касается поступления денег - мало ли кто по ошибке закинул…
В общем, Артур попросил своего сокамерника Олега найти человека, который смог бы по этой хитрой схеме отправить деньги на карту Гулим. Сокамерник созвонился со своим другом Романом и позже передал номер его банковской карты Артуру. На допросе Роман рассказал следователю о том, что ему позвонил Олег, объяснил ситуацию, дал номер Тамары - мамы Артура, продиктовал пароль “звоню от Жасика насчет Артура” и попросил скинуть ей через WhatsApp номер банковской карты. Роман так и поступил.
20 ноября прошлого года Тамара отправила на WhatsApp Романа фото банковского чека о зачислении 374 000 тенге на его карточку (1000 долларов по тогдашнему курсу). Деньги она закинула через банкомат, установленный на автовокзале города Каскелена, а снял их Роман в центре Алматы. В тот же день Олег позвонил Роману с таксофона и продиктовал карт-счет Гулим, куда и были зачислены 350 000 тенге. Оставшиеся
24 тысячи Олег оставил Роману в качестве оплаты за оказанную помощь. Квитанцию с реквизитами Гулим Бекболаткызы Роман не только отправил Тамаре как подтверждение перечисления денег адресату, но и сохранил этот банковский документ, который сейчас является одним из вещественных доказательств хитрой схемы незаконного обогащения некоторых сотрудников КУИС...
Позже Гулим вызвала Филипенко и сказала: нужно написать ходатайство в суд - и все будет нормально. Парень сделал все, как просила офицер, и вскоре его вызвали на судебный процесс, который проходил в кабинете видео-конференц-связи исправительной колонии. Филипенко всерьез рассчитывал на то, что ему скостят срок, но неожиданно суд парню отказал. А когда Артур позвонил Гулим с предъявой, та успокоила: мол, все под контролем, напишем апелляционную жалобу в областной суд, к тому времени Артуру нужно перечислить оставшуюся сумму, и тогда все точно будет в норме.
Пока шло рассмотрение жалобы в областном суде, Филипенко по просьбе Гулим звонил родным, чтобы они по той же схеме закинули на ее счет 30 000 тенге, потом еще 20 000, 40 000, 50 000. Все чеки, подтверждающие перечисление, супруга Филипенко Анастасия сохранила. Но так и не дождавшись положительного результата, она написала заявление в УСБ ДП Алматинской области.
Маховик следствия начал набирать стремительные обороты: полицейские произвели выемку банковских квитанций у Анастасии, чтобы приобщить их к уголовному делу в качестве вещдока. старший оперуполномоченный службы собственной безопасности областного ДУИС Бакытжан ШАРИПБЕКОВ уже допросил всех свидетелей и потерпевшую. В этой роли выступает супруга Артура Филипенко.
Анастасия, по ее словам, прошлой осенью приезжала к мужу на длительное свидание. Тогда же он впервые обмолвился насчет предложения Гулим. Вернувшись домой, жена собрала первый транш и отправила на карту Романа. Как подчеркнула на допросе Анастасия, “Гулим Бекболаткызы побоялась взять деньги от меня...”.
Позже Артур сообщил супруге, что деньги упали на карточку Гулим. Это же подтвердил и Роман, отправив маме Артура Тамаре фото квитанции с поступившими на счет Гулим деньгами.
Филипенко на допросе утверждает: “Гулим и сейчас продолжает говорить мне, что все будет хорошо, что все надо делать тихо и аккуратно, чтобы не подставить людей, которые помогают. Главное - чтобы мои родственники ей не надоедали и не звонили в колонию. Но срок мне так и не скостили...”
Заключенный уже не верит сотруднице спецотдела колонии и просит следователей УСБ областного департамента полиции тщательно разобраться в этой ситуации. Судя по всему, результаты разборок могут оказаться весьма плачевными.
Во-первых, в департаменте УИС по Алматинской области недавно поменялся начальник - Бакытжана САДЫБЕКОВА сменил Айдын АТАЕВ, работавший до назначения замначальника ДУИС по Восточно-Казахстанской области.
Во-вторых, кресло председателя комитета уголовно-исполнительной системы МВД вместо отправленного в отставку Азамата БАЗЫЛБЕКОВА занял Дархан КАНАТБЕКОВ. Обоим новоиспеченным бастыкам нужно не только оправдать доверие руководства МВД, но на личном примере показать своим подчиненным, что надо работать честно, неподкупно, искоренять набившую уже оскомину коррупцию - словом, держать в ежовых рукавицах не только спецконтингент, но и сотрудников исправительных учреждений.
Наконец, сам факт того, что уголовное дело расследуется не сотрудниками службы собственной безопасности областного ДУИС, как это часто бывает, а их коллегами из департамента полиции, говорит о многом…
Наверняка полицейские эсбешники постараются раскопать все нюансы новой коррупционной схемы в системе КУИС и изобличить тех, кто за всем этим стоит.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматинская область