2926

А осетрина-то с душком...

Только за первый квартал морские пограничники предотвратили ущерб от браконьеров на 572 млн тенге

А осетрина-то с душком...
Изъятая пограничниками рыба у браконьеров.

Старожилы помнят, как 30 лет назад практически у каждой семьи в Актау в холодильнике стояла трехлитровая банка черной икры, а в морозилке лежал осетр, как минимум, весом в пять кило. Сегодня икра, увы, для большинства горожан - лишь мечта, как и настоящий осетр. Практически каждый день мы слышим о задержании браконьеров, которые заняты незаконным отловом осетров. Их задерживают как на море, так и на суше. Но меньше их не становится, чего не скажешь об осетрах.

Я помню из своего детства банки с черной икрой, наваристую уху и пироги с осетриной. То время, когда, как говорится, деревья были большими и осетры были просто огромных размеров.

Один из старожилов нашего города Александр НОСОВ (на снимке) при Советском Союзе работал начальником геофизической партии. 

Он вспоминает: когда их партия стояла в районе Фетисиво, то там нередко можно было увидеть осетров под два метра в длину.

- На мелководье было много ям, куда и заплывали осетры. Там отсутствовало течение, вода сильно прогревалась, и для рыбы это были комфортные условия. С ней сталкивались чуть ли не каждый день. Я помню, как в то время купался на так называемом в народе солдатском пляже. Стою в воде по щиколотку, вода чистейшая, и вокруг мальки осетра плавают. Увы, но сегодня вы такого не увидите, всю большую рыбу истребили. Наши геологи уже тогда сталкивались с действиями браконьеров, когда на берегу обнаруживали выпотрошенные тушки осетра и белуги. Рыбу били только ради икры. Прямо в лодках браконьеры вспарывали ей брюхо, а потом сбрасывали тушки в море, и после шторма их выбрасывало на берег. И это несмотря на то, что килограмм осетрины в СССР, к примеру, в Свердловске стоил более 12 рублей, - говорит Александр Носов.

Действительно, сегодня в магазинах, где разрешена официальная торговля осетровыми, вы больше не увидите осетров весом более 5 килограммов. В ассортименте рыба, вес которой не превышает трех кило. В одних магазинах продают красную рыбу, изъятую у браконьеров, в других - выращенную на фермах. Есть также и торговые точки, где вам продадут красную рыбу из-под полы. Практически каждый горожанин знаком с браконьером, который доставит на дом запретный кусок рыбы.

Однако бывалые рыбаки предпочитают такую рыбу не покупать, потому что в основном на прилавках лежит молодь - полугодовалые и годовалые “подростки” осетровых рыб.

По мнению местных экологов, зачастую в сети браконьеров попадает и тот молодняк, который выпускают в большую воду осетроводческие объединения Казахстана и России. Такая рыба и ее икра не представляют никакой ценности. Однако это не останавливает браконьеров.

Заместитель начальника регионального управления береговой охраны ПС КНБ РК капитан I ранга Талгат ТУРЕБАЕВ (на снимке) с браконьерами сталкивается регулярно. Для экипажей морских пограничников почти каждый выход в море - это сильнейший стресс. Сегодня у береговой охраны много функций, но, к сожалению, все свои силы они вынуждены тратить на борьбу с международным браконьерством, масштабы которого приняли катастрофический размах.

- За первый квартал текущего года мы задержали 228 нарушителей. Изъято почти 100 тысяч метров крючкового орудия браконьерского лова, свыше 27 тысяч метров сетей, 183 рыбы осетровых пород, 196 рыб частиковых пород. Нам удалось предотвратить ущерб на сумму 572 419 045 тенге, - рассказывает Туребаев.

Морские пограничники отмечают, что зачастую браконьеры используют колладу - острые крючки на веревке с наживкой, которая среди рыбаков считается варварским орудием. Браконьеры крепят эти крючки на пустые пластиковые бутылки, метят GPS и бросают в море. Затем злоумышленники возвращаются на это место и вытаскивают весь улов.

В борьбе с браконьерами морским пограничникам нередко приходится применять оружие.

- Применение оружия является крайней мерой, но, увы, такое в нашей работе тоже бывает. Последний раз мы применяли его 28 декабря прошлого года. Пограничный катер “Сарбаз” обнаружил в территориальных водах Казахстана неопознанное плавательное судно типа байда. При сближении с этим судном пограничники подали команду об остановке, однако нарушители проигнорировали ее. Пограничники применили оружие, сделав предупредительные выстрелы в воздух. Лишь после этого судно было остановлено. В ходе осмотра на борту задержанного судна обнаружены четверо граждан Азербайджана, у которых было 50 рыб осетровых пород, - вспоминает Талгат Туребаев.

Помимо морских пограничников борьбу с браконьерами ведут и полицейские, только уже на суше. Сейчас в Мангистауской области проходит ОПМ “Бекiре”. За десять дней сотрудники природоохранной полиции МПС области выявили семь фактов браконьерства. По ним составлены протоколы по статье “незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных”.

Аким области Ералы Тугжанов на осетровой ферме.

- Кроме этого составлено 53 административных протокола по статье “нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и других водных животных”. Полицейские изъяли 403 килограмма осетровых пород, причем в двух случаях браконьеров задержали с рыбой, внутри которой находилась икра, - сообщили в пресс-службе департамента полиции Мангистауской обасти.

К сожалению, редко кто из браконьеров оказывается за решеткой. Нарушители, которых задерживают в море, как правило, граждане других государств. По суду их депортируют за пределы Казахстана, однако, как отмечают пограничники, нередко они вновь попадают в их поле зрения.

Ежегодно десятки экспертов спорят, какие меры нужно применять в борьбе с браконьерами. И большинство все больше кивают на опыт Ирана.

После развала Советского Союза браконьерство на Каспии практически уничтожило популяцию осетра, поэтому были введены квоты на его вылов и экспорт в другие страны. Однако Иран стал исключением, так как в этой стране добились высоких результатов в борьбе с браконьерством, введя очень суровое наказание.

Задержанные с поличным браконьеры должны были выплатить штраф, в три раза превышающий стоимость улова, после чего предстать перед судом. Обычное наказание - несколько лет тюрьмы. Кроме того, у браконьеров конфискуют судно.

Отметим также, что в Иране введена государственная монополия на вылов осетровых, производство и торговлю черной икрой. Благодаря таким мерам с 2006 года Иран стал единственным государством на Каспии, которому ООН официально разрешила поставлять черную икру на международный рынок.

Сегодня Иран экспортирует этот деликатес во Францию, в Германию, Великобританию, Италию, Швейцарию, а также в Арабские Эмираты и Южную Корею. К тому же с прошлого года Иран занимает первое место в мире по производству осетра.

Что касается Мангистауской области, то сегодня на ее территории работает только одна осетровая ферма, где разводят и выращивают шесть видов осетровых пород: стерлядь, белугу, сибирский осетр, русский осетр, ленский осетр, гибрид. К тому же на ферме в качестве эксперимента занимаются выращиванием осетров-альбиносов. Как известно, именно они являются производителями самого дорогого сорта икры в мире - “белой”, стоимость которой на рынке начинается от 25 тысяч долларов США за килограмм. Дороговизна такой икры объясняется тем, что в мире ее производят всего 500 килограммов в год. К слову, Иран также является лидером по экспортеру такого сор­та икры.

Мангистауская ферма действует с 2015 года, однако уже через год ей удалось выйти на экспорт. Сейчас здесь выращивают свыше 20 тысяч рыб, и это единственная ферма в Казахстане, где выращивают белугу.

По словам работников фермы, сегодня рыбу реализуют в регионе в официальных магазинах, а также поставляют в рестораны Мангистау. В общей сложности в год реализуется до 20 тонн рыбы осетровых пород. Заказы также поступают из регионов Казахстана, Грузии, при этом рыба достигает товарный вес от 1 до 1,5 килограмма.

Вносит свою лепту в восстановление популяции осетровых и морской порт Актау. В 2016 году он начал участвовать в экологическом проекте по восстановлению фауны Каспийского бассейна, заключив договор с РГКП “Урало-Атырауский осетровый рыбный завод” комитета лесного хозяйства и живого мира Министерства сельского хозяйства на услуги по выращиванию рыбы осетровых пород. С тех пор ежегодно в акваторию Урала выпускается свыше 80 тысяч мальков сеголетки севрюги (рыбный молодняк осетровой породы), выращенных на средства порта.

Но все эти усилия, к сожалению, пока не могут покрыть тот ущерб, который наносит природе местный хищник - браконьер. Может, нам и впрямь стоит перенять иранский опыт?

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Талгата ТУРЕБАЕВА, департамента полиции и пресс-службы акима Мангистауской области, Актау

Поделиться
Класснуть