5669

Исправленному - не верить

Костанайские чиновники и правоохранители скрывают преступление, утверждают родственники покойного бизнесмена Сергея ЛЫЖИНА, которые обнаружили фальсификацию документов. Скандал случился знатный. Еще бы, ведь на кону 150-миллионное наследство!

В 2011 году без решения суда, наличия каких-либо документов и законных оснований кто-то (до сих пор не известно, кто!) в Костанайском загсе внес исправления в актовую запись о... рождении ребенка. ФИО биологического отца в том документе было вычеркнуто, а вместо него вписано имя коммерсанта Сергея Лыжина, который спустя несколько лет умер. Ребенок, получив фамилию и отчество бизнесмена, стал считаться наследником состояния размером примерно в 150 млн. тенге. Когда об этом узнали родственники покойного (родители и две его дочери от первого брака), случился большой скандал. Они потребовали от чиновников объяснить, кто и на каком основании внес самовольные изменения в документы. Однако ни одна инстанция - чиновничья, судебная или силовая - вот уже больше года не дает оценки факту возможной фальсификации документов в загсе.
Эту историю мы рассказали еще минувшей осенью (см. “Наследница по кривой”, “Время” от 26.10.2017 г.). Тогда заваруха вокруг большого наследства была уже в разгаре, и ответственные лица усердно обещали нам сообщить о результатах своих разбирательств. Например, руководитель загса Ляйля МАУТОВА уверяла, что будет держать мой журналистский запрос в памяти и сообщит все новые сведения сразу же, как только они ей станут известны. Но… Как и следовало ожидать, никто ни о чем не сообщил, а к сонму людей государевых, отказывающихся в упор видеть факт фальсификации, добавились руководитель аппарата акима Костаная Сакен КОКИШЕВ и руководитель местного департамента Нацбюро по противодействию коррупции Елдос САГИЕВ. В своих ответах возмущенным родственникам покойного бизнесмена они словно под копирку пишут одни и те же фразы об “отсутствии достаточных данных” для наведения порядка в загсе вообще и в этом деле в частности.
Но на самом деле данные такие есть! Раздобыли их, конечно, не чиновники с силовиками, а требующие справедливости родственники бизнесмена Лыжина. Этими документами они уже снабдили все инстанции, в том числе акимат и антикоррупционщиков.
- В Костанае в акт о рождении ребенка кто-то внес от руки имя нового отца взамен биологического, приписав: “Исправлено на основании извещения, поступившего из загса г. Челябинска”, - объясняет адвокат Юрий КУРИНОВ. - Однако фальсификаторы сплоховали: они не учли, что этот загс в Костанае один, а в российском Челябинске их семь! Не указать номер загса при внесении столь важных изменений в документ невозможно. А может, извещения этого просто не было в природе? Эту догадку подтверждает сегодня российская сторона, прислав нам соответствующие документы, но...
Позиция ответственных лиц в Костанае сегодня такова: раз в акте написано про извещение, значит, оно могло существовать. Правда, сегодня от него не осталось следов… в связи с истечением 5-летнего срока хранения документов такого рода. Поэтому, мол, его и уничтожили.
- Но даже если бы это извещение существовало, оно все равно было бы незаконным! - утверждает юрист Куринов. - Ведь и Лыжин, и его вторая супруга, и неродной ему ребенок - все они граждане Казахстана. То есть российские суд и загс никак не могли бы подменить собой наши госорганы и “отдать” казахстанского ребенка нашему же гражданину под опеку или для усыновления. И если бы даже смог, то принимать документ об этом и регистрировать его в нашем загсе означало бы совершить преступление столь же возмутительное, как и фальсификация.
А закон таков: усыновление может состояться только по решению суда. Однако ни один суд ни в какой стране не наделял Лыжина правами приемного родителя, это доказанный факт. Ни в одном архиве Казахстана и России нет ни одного документа, который свидетельствовал хотя бы о желании Лыжина усыновить ребенка. Российские коллеги не посылали в Костанай никаких писем об изменении у ребенка отчества и фамилии, и об этом говорится в архивной справке госкомитета органов загса Челябинской области за период с 2002 по 2017 год. Просто извещать было не о чем.
А теперь - внимание! - вопрос: с какого же перепугу в Костанайском загсе Лыжина записали отцом чужого ребенка? И почему наши гос­органы не хотят ворошить прошлое? А может, свое влияние на “слепых и глухих” ответственных лиц оказывает 150-миллионный размер наследства?..
Впрочем, проблема еще глубже. И кроется она совсем не в этом конкретном деле, а в том, что все без исключения подобные темы сложно раскрутить: они охраняются законом о тайне частной жизни. Поэтому никто, кроме родителей, по закону не имеет права интересоваться подробностями процедуры усыновления и связанными с ней документами. Разве что прокурор… Не пришло ли время сотрудникам надзорного органа провести в Костанайском загсе проверку с пристрастием?

Стас КИСЕЛЁВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

Поделиться
Класснуть