Молодым везде у нас дорога. А старикам - тормоза
Вот уже почти два года пострадавшие в аварии супруги-пенсионеры не могут привлечь к ответственности виновника ДТП.
Валентина Михайловна и Николай Акимович ШЕВЦОВЫ теперь уже на всю жизнь запомнят эту дату - 4 марта 2016 года. По улице Кошеней они ехали на оптовку. Николай Акимович только вырулил с поворота, как увидел с бешеной скоростью мчащуюся навстречу БМВ. Водитель иномарки, чтобы не влететь в автобусную остановку с людьми, резко вырулил влево, пересек разделительную сплошную линию и… протаранил “тойоту” Шевцовых.
Приехали дорожные полицейские, начертили схему, составили протокол. Любитель быстрой езды Ярослав БОЛБОТ, которого, если верить ему, занесло на гравии, вину свою признал. И патрульные полицейские предложили обоим водителям увидеться на следующий день в УВД города Тараза.
В полицейском кабинете Шевцовых широкой улыбкой встретил инспектор административной практики батальона дорожно-патрульной полиции (БДПП) УВД Алмат ДУЙСЕНОВ и сообщил супругам “радостную” весть: “Машину вы восстановите по страховке. Медицина у нас бесплатная, так что компенсации материального ущерба для вас не будет. На моральный вред тоже не рассчитывайте: за мою многолетнюю практику его еще у нас в Казахстане никто не получил. Но ваш обидчик будет наказан в административном порядке. Дело в административный суд уже передается!”
Из УВД Шевцовы вышли в полном недоумении. И стариков можно понять: здоровья лишились, машины тоже, и при этом “ни на что не рассчитывайте”.
Оба супруга получили в этом ДТП серьезные травмы: Валентина Михайловна - перелом грудины в двух местах, Николай Акимович - перелом ребер. Но получилось так, что эти травмы были диагностированы не сразу. У женщины сначала определили ушиб грудной клетки (пусть это останется на совести врачей), а ее муж только на следующий день обратился за медицинской помощью. Однако уже 18 марта 2016 года МРТ выявила у пенсионеров переломы.
Но к этому времени инспектор Дуйсенов успел передать административное дело в суд. Перед этим он назначил судмедэкспертизу, которую провел судмедэксперт Тимур ТУРДИКУЛОВ, выдав заключение о том, что никакого вреда здоровью не причинено!
Вся правда о переломанных ребрах и грудине всплыла в суде, куда Шевцовы представили свои медицинские справки. Видя, что в этой истории все не так просто, как хотелось бы дорожно-патрульной полиции, судья специализированного административного суда города Тараза Камар УСЕМБАЕВА назначила новую экспертизу, которая установила, что здоровью потерпевших причинен вред средней тяжести. А это уже не административное дело, а уголовное. И с постановлением о присутствии в действиях Ярослава Болбота состава уголовного правонарушения судья отправила материалы назад в полицию.
Данное судебное постановление было вынесено 5 апреля 2016 года.
Поскольку весь вопрос упирался в судмедэкспертизу, то возникла необходимость проведения еще одной - комиссионной. Дело в том, что в последнем заключении судмедэксперта ЖФ ЦСМ Шерали МУХАММАТАЛИЕВА появилась некая загогулина: когда и при каких обстоятельствах были получены эти травмы? А может, муж и жена друг друга сковородками побили…
И вот эта комиссионная экспертиза назначается инспектором административной практики Талгатом САТЫБАЛДИНОВЫМ, принявшим от своего коллеги Дуйсенова эстафету расследования 1 августа 2016 года. То есть через четыре месяца после суда! Спрашивается, чем занимался инспектор Сатыбалдинов эти четыре месяца? Но и это еще не все. Следственный марафон только начинался. Он назначил экспертизу 1 августа, а передал материалы лишь 15-го числа. Еще полмесяца волокиты. Майор полиции Сатыбалдинов в качестве специалиста-рентгенолога пригласил того же Сергея БЕРЕЖНОГО, который участвовал в предыдущей экспертизе и не смог установить время получения травм Шевцовыми. Понятно, что выводы этой экспертизы под председательством тогдашнего и. о. директора ЖФ ЦСМ судмедэксперта первой категории Рамиля МАШАНЛО практически не отличались от предыдущей. А по правде сказать, туману было напущено еще больше. В очередной раз происхождение травм ставилось под сомнение, и на полном серьезе обсуждался вопрос: а не мог ли Николай Акимович сломать ребра, перевернувшись на диване и ударившись об… ручку? Об ручку подлокотника или шариковую ручку - не уточнялось. Однако в сравнении с предыдущей экспертизой был сделан “шаг вперед”: нынешняя уже “определила”, что травмы супруги получили за полтора-два месяца до томографического обследования, а значит, за месяц-полтора до ДТП! И вот уже между строк пенсионеры Шевцовы представлялись некими злостными клеветниками, сломавшими ребра дома на диване и пытавшимися повесить все на бедного Болбота!
Не согласившись с такими выводами пенсионеры ходатайствовали о проведении судмедэкспертизы в независимом экспертном учреждении. И вот четвертая - независимая - экспертиза, выполненная судмедэкспертом Медико-легальной ассоциации экспертов Казахстана Гусейнали НАСИРОВЫМ, все расставила по местам. Она однозначно определила, что супруги получили вред здоровью средней тяжести именно в момент ДТП. И вновь - обратите внимание - материалы поступают эксперту 5 ноября 2016 года, а завершается экспертиза
17 апреля 2017-го. То есть длится более четырех месяцев. По одной простой причине: инспектор Сатыбалдинов предоставил специалистов только 5 апреля. То есть четыре месяца он их “искал” в родном городе Таразе!
Понятно, что Ярославу Болботу не понравились эти не очень приятные для него выводы, и теперь уже он потребовал проведение еще одной - республиканской - экспертизы. 5 июня 2017 года материалы поступили в Институт судебных экспертиз по городу Астане, а 9 июня вернулись в Тараз без исполнения. Потому что в назначении инспектора Сатыбалдинова “имели место нарушения процессуальных норм”. Возвращенные с такой формулировкой материалы пролежали на почте еще около месяца - майор, похоже, и не собирался их забирать. О них ему напомнили потерпевшие. Назначив экспертизу (теперь как положено) 17 июля 2017 года, Сатыбалдинов снова тянет с поиском специалистов (уже испытанный прием). И 24 ноября 2017 года последняя экспертиза наконец-то была закончена. И что же? Она полностью поддержала выводы независимых экспертов!
Казалось, вот она, долгожданная справедливость! Но недолгой была радость пенсионеров Шевцовых. На следующий день Талгат Сатыбалдинов приготовил им новый сюрприз в виде постановления о прекращении дела “в связи с истечением срока расследования”. Потерпевшие подсчитали: из 22 месяцев, в течение которых расследовалось это банальное ДТП, 12 месяцев Сатыбалдинов бездействовал. И не только Шевцовых, но и прокуратуру Тараза впечатлила эта цифра, и она отменила издевательское постановление.
Теперь Валентина Михайловна и Николай Акимович гадают, на какие еще ухищрения способен инспектор Сатыбалдинов и какой очередной рояль в кустах он им готовит. Ведь уже маячит последний рубеж: через два месяца истекает срок привлечения к уголовной ответственности подозреваемого. Шевцовы уверены: Сатыбалдинов способен на все. Закрывая дело, он направил письмо в финотдел ДВД Жамбылской области о выплатах экспертам, проводившим эти бесчисленные экспертизы. Так вот, выплаты стоимости экспертиз были назначены всем, кроме… судмедэксперта Гусейнали Насирова. Хотя именно его экспертиза позволила установить истину. Сатыбалдинов в категоричной форме отказался подписывать акт выполненных работ без всяких на то объяснений…
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз