Учитесь самостоятельности
Со следующего года акимы городов районного значения, сел и сельских округов будут самостоятельно распоряжаться местным бюджетом и коммунальной собственностью. Министерство национальной экономики разработало соответствующий законопроект, о котором во вторник на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал вице-министр ведомства Айбатыр ЖУМАГУЛОВ (на снимке).
Он отметил, что сегодня бюджетная система состоит из трех уровней. Законопроектом вводится четвертый уровень - бюджет местного самоуправления. С 1 января 2018 года правом самостоятельно формировать бюджет и расходовать его наделят административно-территориальные единицы численностью свыше двух тысяч человек - таких сел в стране порядка тысячи, а с 2020 года - повсеместно. Всего в Казахстане около 2,5 тысячи населенных пунктов. Поэтапность процесса Жумагулов объяснил тем, что сначала целесообразно передавать бюджет тем селам и сельским округам, где есть экономический потенциал, доходные источники, неплохой Интернет, компьютерное оборудование и кадровый потенциал. Отстающие села собираются подтянуть аккурат к 2020 году.
Бюджеты местного самоуправления будут пополняться за счет налогов с доходов, на имущество, транспорт, земельного, платы за размещение наружной рекламы, за счет доходов от продажи коммунальной собственности и добровольных сборов физических и юридических лиц, а также штрафов за административные правонарушения. При этом, как подчеркнул вице-министр, акимы могут рассчитывать на трансферты из районного, областного и даже республиканского бюджетов на финансирование отдельных проектов.
- Если раньше сельские акимы выбивали эти деньги у районных акимов через счета наличности, то теперь будут созданы отдельные счета через четвертый уровень бюджета, где деньги напрямую будут поступать, и они смогут управлять ими, - отметил Айбатыр Жумагулов.
В управление акимов перейдет не только бюджет, но и коммунальная собственность, которая на данный момент находится в ведении районных акиматов и входит в общую коммунальную собственность района. К слову, решать, сколько средств пустить на озеленение села, ремонт автодорог или строительство школ, аким будет не единолично, а после согласования с собранием местного сообщества. От соблазна присвоить казенные средства по замыслу Миннацэкономики акимов должен уберечь госконтроль со стороны Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и областных ревизионных комиссий. Наведываться с ревизией проверяющие органы будут раз в полгода. Уже сейчас сельские акимы и сотрудники аппаратов акимов проходят обучение по управлению бюджетом и коммунальной собственностью. По словам Жумагулова, в 2016 году в местные бюджеты от налогов поступило 23,4 миллиарда тенге, а расходы сельских населенных пунктов за прошлый год составили в общей сложности порядка 100 миллиардов тенге.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана