2572

Семейное насилие: бой с тенью

Почему в стране принимают все больше мер по противодействию бытовому насилию, а громких случаев, когда мужья бьют и даже убивают своих жен и детей, не становится меньше?

На этой неделе в Астане прошло расширенное межведомственное совещание по профилактике бытового насилия. Главным докладчиком на нем был недавно назначенный генеральным прокурором страны Жакип АСАНОВ. Именно он был одним из разработчиков закона “О противодействии бытовому насилию”, и многие эксперты полагали, что с его приходом в Генпрокуратуру интерес к этой теме во вверенной ему структуре возрастет. Так оно и оказалось. Нельзя забывать и о тех кошмарных фактах убийства мужьями своих жен и детей, сообщения о которых в последнее время появляются с пугающей регулярностью. Надзорный орган предложил целый комплекс мер, которые должны повлиять на ситуацию. Вот они:
перевести статьи “побои” и “причинение легкого вреда здоровью” из Уголовного кодекса в Административный;
отменить штрафы в отношении таких нарушителей, вместо них применить общественные работы;
увеличить срок задержания семейных дебоширов с трех до 24 или 48 часов;
увеличить срок защитного предписания, запрещающего насильнику приближаться к жертве, с 30 суток, как сейчас, до 90 суток. Все это время, по словам Асанова, полиция должна будет “...держать хулигана на контроле, проводить с ним специальные беседы”;
ужесточить наказание за доведение до суицида детей, считать отягчающим обстоятельством совершение преступления на глазах ребенка;
ввести уголовную ответственность за принуждение к аборту;
дать право сельским фельдшерам определять состояние алкогольного опьянения агрессоров, ведь далеко не во всех населенных пунктах есть наркологические центры;
позволить полицейским беспрепятственно входить в жилище, даже взламывать входную дверь в том случае, если нужно помочь жертве насилия;
обязать виновную сторону, то есть дебошира, выплачивать гос­пошлину при подаче иска о разделе имущества в размере одного процента от стоимости жилища. Сейчас супруги должны делать это совместно, но у женщин не всегда находятся на это деньги;
ввести на местах должность кейс-менеджера - личного помощника, который будет налаживать связи между уполномоченными органами, призванными решать проблемы пострадавшего;
увеличить контингент представительниц слабого пола в полиции, так как считается, что женщины больше доверяют женщинам.
Кроме того, чтобы сократить разводы, Жакип Асанов предложил проводить тренинги для будущих молодоженов, издать специальную книгу, в которой бы содержались информация о семейных ценностях и юридические аспекты, связанные с этой сферой, и, наконец, ввести должность психолога-медиатора. Этот специалист должен будет работать с супругами, подавшими на развод, и помогать им примириться.
На совещании в основном присутствовали представители различных госорганов и международных организаций. Приглашали туда и президента Союза кризисных центров Казахстана Зульфию БАЙСАКОВУ, но она на встречу не пошла.
- Я спросила: “А почему не будет представителя кризисных центров, работающих в регионах?” - объясняет Зульфия. - Одно дело - какие-то комиссии, и совсем другое - общественные организации, имеющие дело непосредственно с жертвами бытового насилия. Это те люди, которые не понаслышке знакомы со всеми этими проблемами!.. Но раз чиновники знают их лучше, пусть они об этом и рассуждают. Наверное, эту практику надо прекратить и садиться за стол обсуждений всем, кто на самом деле работает в этом направлении, чтобы это был всеобъемлющий конструктивный диалог. Честно говоря, сейчас у всех общественников несколько упадническое настроение: вопрос о бытовом насилии поднимается все 25 лет независимости страны, но проблем меньше не становится. Да, что-то делается, но количество громких случаев, связанных с такими фактами, только растет.
- В стране до сих пор нет определенного уполномоченного органа, который бы занимался этим вопросом, - продолжает мой собеседник. - Сейчас вопросы координации ни с того ни с сего взяла на себя прокуратура, но это не свойственные ей функции. Справится ли она? И не пострадают ли от этого другие сферы, которые курирует это ведомство?
Зульфия убеждена, что нужно в срочном порядке менять закон и снова обязывать полицейских заниматься защитой жертв бытового насилия. Применять вместо штрафных санкций к дебоширу общественные работы и сделать все для того, чтобы он страшно тяготился общественным порицанием со стороны окружающих.
- Возьмем, к примеру, защитное предписание, которое запрещает насильнику приближаться к жертве. Да, такой пункт в законе есть, и им очень гордятся полицейские. Но работает ли он в реальности? Нет! Кто следит за его исполнением? У женщины из Астаны, которую поджег муж, было два защитных предписания. С ее супругом проводили профилактические беседы. И что? Мы предлагали выдавать пострадавшим от рук насильников специальные тревожные кнопки по примеру тех, которыми в свое время оснащали ветеранов войны. Тогда женщина могла бы вовремя сигнализировать о грозящей ей опасности. К тому же у нас вообще нет четких программ по снижению агрессии у дебошира. А они могли бы помочь в улучшении этой ситуации. В общем, проблем в сфере бытового насилия много, думаю, что это понимают даже обыватели.
Между тем в Генеральной прокуратуре нас заверили, что сейчас в ведомстве будут активно искать бреши в законах, из-за которых они неэффективны. Там собираются составить пошаговый план действий и представить его всем ответственным структурам.

Оксана АКУЛОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта gov.kz, Алматы

Только факты

В Шемонаихе мать повесила троих маленьких детей и покончила с собой из-за того, что в течение 11 лет ее избивали муж, его брат и тесть.
В Астане муж облил бензином и поджег свою бывшую жену-учительницу у ворот школы, в которой она работала. Все произошло на глазах ее учеников. Женщина умерла, у них с супругом было четверо детей.
В поселке Жосалы женщина умерла после того, как муж привязал ее к лошади и проволок по земле.
В Туркестане мужчина убил жену, пятилетнюю дочь и двух братьев и ранил свою мать и сына.
Житель Экибастуза в течение двух лет насиловал свою 11-летнюю дочь, снимал это на видео и выкладывал в Интернет.
В Алматы повесилась пожилая женщина, не выдержав издевательств и побоев своей дочери и ее мужа.

Только цифры

Около 90 процентов насильственных преступлений в семье совершается в отношении женщин, жестокому обращению также подвергаются старики и дети.
По данным Генпрокуратуры, в 2015 году за побои и легкий вред здоровью были осуждены 627 человек. Это в 37 раз меньше, чем в 2014-м, когда статьи, наказывающие дебоширов, были в Административном кодексе.
В этом году совершили суицид 316 женщин.
Более 300 женщин отбывают наказание в колониях за убийства, произошедшие в момент бытовых ссор. Каждое третье убийство в Казахстане совершается в жилых помещениях, в них в прошлом году погибли 308 человек.
В прошлом году зарегистрировано 149 тысяч браков, треть из них - 53 тысячи - распались. Суды рассмотрели около 60 тысяч споров между супругами - это 15 процентов от всех гражданских дел.
Жертвы бытового насилия часто скрывают от правоохранительных органов факты издевательства над ними: по официальным данным, в прошлом году ответственности избежали 2000 семейных дебоширов. При этом даже в прокуратуре признают, что официальная статистика не отражает реального положения дел.

Поделиться
Класснуть