Тухлое дело
Ровно год назад Татьяна и Дмитрий ТОЛМАТОВЫ сделали чудовищное открытие: они живут на одной лестничной площадке с… филиалом городской свалки! А как иначе назвать трехкомнатную квартиру, туго набитую от пола до потолка зловонным мусором, откуда разбегаются по всему подъезду полчища тараканов?! Ее хозяйка, 60-летняя Татьяна ВЕРЕТЕЛЬНИКОВА, не собирается расставаться с горами хлама и гниющими отбросами даже после решения суда о принудительной уборке. Как дальше жить Толматовым и их соседям?
Когда в 2014 году супруги Толматовы вместе с двумя дочками переехали в престижную пятиэтажку в самом сердце Семея, они даже представить не могли, что их ждет. Первый тревожный звонок прозвенел, когда семья столкнулась с небывалым нашествием тараканов!
- Мы раньше живого таракана ни разу не видели, а тут они кишат в диких количествах! - с ужасом вспоминает Татьяна. - Падают с потолка, лезут отовсюду. А с десяти часов вечера вереницами курсируют со двора и вверх по лестнице! А эти мерзкие ощущения, когда ночью по тебе пробегает насекомое... И ведь закричать нельзя, чтобы детей не напугать!..
Переговорив с соседями, Татьяна Толматова согласилась с ними: тараканы, видимо, лезут из подвала. Но вскоре случай помог ей вычислить истинную виновницу тараканьего нашествия.
- С нашего балкона видны окна Татьяны Веретельниковой. Я и раньше замечала, что окна грязные и постоянно темно. А тут ночью у нее зажегся свет, штор нет. Я глазам своим не поверила: все видимое пространство плотно забито штабелями тряпья, пластиковых бутылок, каких-то обрывков… И потом этот невыносимый запах, когда наша соседка выходила или заходила домой. Так даже на помойке не пахнет!
Толматова пыталась переговорить со своей тезкой: “Извините, но у вас запах. Сделайте что-нибудь”. Но та лишь виновато оправдывалась: “Я ничего не успеваю! У меня руки не доходят!”.
Соседи начали роптать: Татьяну Веретельникову видят у мусорных бачков, она прячется, а глубокой ночью, крадучись, протаскивает к себе в квартиру хлам и пищевые отходы с помойки! Но никто даже не подозревал, каких масштабов достигло бедствие. Тайное стало абсолютно явным весной прошлого года.
- По всему подъезду распространился такой ужасный запах, что соседи забеспокоились: старенькая мама хозяйки квартиры умерла и разлагается! - рассказывает Татьяна. - Сначала пытались сами достучаться - дверь никто не открывал. Потом вызвали участкового. Уже он по своим каналам вызвал бригаду ЧС. Те приставили лестницу к балкону Веретельниковых, по ней участковый забрался в их квартиру. Причем хозяйка пыталась всячески ему помешать. То, что он там увидел, просто не укладывалось в голове! Вся трехкомнатная квартира была битком набита всевозможным мусором - от пола до потолка! Среди мусорных катакомб были проложены узкие проходы в санузел, кухню и к входной двери. В хламе утопала даже кровать. Участковый не сразу в мусоре разглядел бабушку - мать Татьяны Веретельниковой!
Толматова вспоминает, что от хлынувшего из квартиры смрада не спасала даже медицинская маска. Врачи “скорой” отказались заходить в недра свалки. Пришлось участковому выводить бабушку через мусорные завалы на лестничную площадку, где ее и осмотрели медики. Оказалось, несмотря на чудовищные условия проживания в вопиющей антисанитарии, без света и надлежащего ухода, 90-летняя старушка не жалуется на здоровье! От госпитализации она отказалась…
Если раньше санэпидемстанция отмахивалась от жалоб жильцов как от назойливых мух, теперь Толматовы были уверены: отныне все будет по-другому! Ведь у них появилось видео, подтверждающее, что Веретельникова превратила свою квартиру в центре города в зловонную свалку. Однако в прокуратуре им популярно объяснили: ни участковый, ни санэпидемиологи никак не могут воздействовать на мусорную королеву, поскольку квартира, которую она захламила, - это ее частная собственность! Единственное, что остается жильцам, - подать на Веретельникову в суд с требованием очистить квартиру от мусора.
Толматовы вместе с соседями последовали этому совету и выиграли процесс (см. “Неряху засудили”, “Время” от 13.1.2016 г.). Но приближается лето, когда соседство со зловонной квартирой становится особенно невыносимым, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
- Суд постановил обязать Татьяну Петровну освободить квартиру от твердых бытовых и пищевых отходов в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - 5 января 2016 года. Но здесь есть одна загвоздка, - поясняет Дмитрий Толматов. - Поскольку она не присутствовала на суде, решение должен вручить ей судебный исполнитель. Именно с этого момента будет отсчитываться месячный срок, отведенный Веретельниковой на вывоз мусора. А с этого года дела частного порядка передаются частным судебным исполнителям. И все это время мы никак не могли найти того, кто согласился бы взяться за наше дело.
В случае взыскания долга судисполнитель может рассчитывать на процент от взысканной суммы. А в нашем случае нет никакой финансовой заинтересованности! - продолжает мужчина. - Ведь единственное наше требование - обязать Веретельникову очистить свое жилье от мусора! Мы уже и свою помощь ей предлагали. Говорим: мы готовы вывезти мусор за свой счет. Прикинули - это обойдется где-то в сто тысяч тенге. Она мило улыбается, соглашается, но только на словах. Такое впечатление, что этот мусор - самое дорогое, что у нее есть!
Вот такой получается замкнутый круг. Вместе с супругами Толматовыми заходим в злополучный подъезд. Первое, что бросается в глаза, - листок с предупреждением: “Товарищи жильцы! Не бейте тараканов на стенах ногами, ведь стены ни при чем”.
- Это кто-то из соседей написал после того, как я недавно сама покрасила и побелила подъезд с первого по третий этаж. Не помогло, - вздыхает моя спутница, показывая на стены, испещренные отпечатками подошв и подтеками.
Ужасы тараканьего нашествия живописно расписывают жительницы невезучего подъезда, которых мы встречаем по пути.
- Когда ложимся спать, затыкаем ватой уши и себе, и внукам. Боимся, что залезут тараканы! - признается пенсионерка Анна МОЛЧАНОВА с пятого этажа. - Все косяки обмазаны мелками от тараканов. Постоянно дышим испарениями от химии. Дети задыхаются! Одна семья съехала из-за того, что ребенок заболел астмой… Другие просто покинули наш дом. Ведь это не жизнь, это ад! Почему из-за одного человека должны страдать 19 квартир?
Пенсионерка Наталья ВОЛКОВА с первого этажа всхлипывает:
- А ко мне дети внуков не отпускают! Я их понимаю. Вчера сижу у телевизора, пью кефир, а ко мне таракан прямо в стакан с потолка упал!
Вместе поднимаемся на третий этаж. Вот она - квартира той самой Татьяны Веретельниковой. Даже не верится, что за железной дорогой дверью может скрываться свалка! Звонок обесточен, на стук никто не выходит.
- Она скрывается. Люди очень злы. Тут мужчину трясло, когда он увидел, как по его малышу в кроватке ползают тараканы! - вздыхает Татьяна Толматова.
Что подтолкнуло Татьяну Веретельникову к маниакальному накоплению мусора? Соседи уверены: точно не материальный интерес! В ее распоряжении две пенсии - собственная и мамина. Более того, на имя Татьяны Петровны зарегистрировано четыре объекта недвижимости в центральной части города!
Одну квартиру от превращения в свалку спасли соседи, вынудившие хозяйку сдать ее в аренду. А вот два частных дома постигла участь многострадальной “трешки”.
Подъезжаем вместе с Татьяной Толматовой к одному из них. Добротный дом поглотила мусорная гора! Полная ограда пластиковых бутылок. Их так много, что они переваливаются к соседям через забор.
- Я говорила со здешними соседями. Говорят, что она не всегда была такой. Татьяна Петровна работала учителем английского языка в школе. Перед пенсией устроилась воспитателем в интернат. Тогда у нее это и началось: пока воспитанники спали ночью, она таскала к себе в дом мусор! Конечно, это патология. Я покопалась в Интернете: в психиатрии она получила название “синдром Месси”. К маниакальному накоплению мусора человека может подтолкнуть психологическая травма. Говорят, Татьяна Петровна пережила личную драму. Но по доброй воле она никогда не обратится за психиатрической помощью - мы в этом убедились.
Татьяна Толматова добавляет: “Мы против репрессивных мер. Нам по-человечески жалко Татьяну Петровну. Единственное, что мы хотим, - это жить в нормальных условиях”.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и Татьяны ТОЛМАТОВОЙ, Семей
Комментарий в тему
Ирина ЛЕНСКАЯ, врач-психиатр, председатель лечебно-консультативной комиссии при расположенном в Алматы Республиканском научном центре психиатрии, психотерапии и наркологии:
- Практически нет сомнений, что у этой женщины (Т. Веретельниковой. - О. А.) психические отклонения. Таких людей называют “заживо погребенные” - это одно из распространенных расстройств, которое может возникнуть в рамках самых различных психических заболеваний. Не видя пациентку, я не могу сказать, чем конкретно она больна, но, судя по всему, речь идет о каком-то хроническом психическом заболевании, а подобное поведение - его следствие.
- Как действовать людям, которым “повезло” жить рядом с таким соседом?
- В Кодексе “О здоровье народа и системе здравоохранения” есть статья, которая регламентирует поведение врачей-психиатров в таких случаях. В ней говорится о том, что если человек в силу психических нарушений представляет определенную социальную опасность (а в данном случае такая угроза вполне реальна: эта женщина может поджечь мусор, ее дом может стать источником инфекции или даже эпидемии), его родственники или соседи вправе обратиться в психиатрический диспансер по месту жительства, подробно описав эти расстройства. После этого руководитель данного медучреждения дает указание, например, заведующей поликлиникой решить этот вопрос. Та в свою очередь поручает участковому врачу-психиатру осмотреть такого пациента на дому. Если доктору препятствуют в этом, он вправе вызвать правоохранительные органы и сотрудников департамента по ЧС. После осмотра пациента доставляют на обследование в психиатрическую клинику.
Именно так происходит на практике. Подчеркну: совсем необязательно, чтобы с письменной просьбой освидетельствовать человека на предмет психического заболевания обращались его родственники, это могут сделать и соседи, здоровье и жизнь которых находятся под угрозой.
- В данном случае не будут нарушены права пациента, которого отправляют на лечение принудительно?
- Если больного госпитализируют без его согласия, что чаще всего и бывает, то это согласно Гражданскому кодексу происходит следующим образом: врачи-психиатры, которые на основе обследования видят необходимость в лечении человека, сообщают о таком пациенте в прокуратуру по месту его жительства; через 10 дней после этого должно состояться заседание суда, который зачастую не возражает против лечения таких пациентов.
Оксана АКУЛОВА, Алматы