3464

Служили два инспектора

Как участковые погорели в битве за показатели

Местная полиция по-новому начнет работать в Казахстане с 1 января 2016 года. Как сообщалось, МВД разработало законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в парламенте, направленный на сближение этой службы с населением, обеспечение прозрачности ее деятельности, подотчетность местному сообществу. Предполагается, что местная полиция в лице участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних, школьных инспекторов, природоохранных полицейских и прочих стражей правопорядка будет лучше понимать проблемы своих земляков и вызывать к себе больше доверия. Вот только не провалится ли новый закон о местной полиции, если в ее рядах будут служить такие сотрудники, о которых рассказывает наш корреспондент?

Отчаянные полицейские служили до недавнего времени в Токыраунском поселковом отделе полиции (ПОП) Актогайского района Карагандинской области. Начальство восхищалось показателями их работы, а местные жители даже не догадывались, что являлись бессовестными нарушителями правопорядка, пока борцы с коррупцией не вывели передовиков полицейского производства на чистую воду.
Капитан полиции Жанар ХАИПОВА и старлей Нурлан СЕЙТКАЛИЕВ работали участковыми инспекторами. Девушка-офицер в силу своих служебных обязанностей должна была заниматься профилактикой преступлений среди несовершеннолетних, а ее коллега - выявлять и предупреждать административные правонарушения. Руководство характеризовало их только положительно. Со слов заместителя начальника Актогайского ОВД Д. М. САРСЕМБЕКОВА, сказанных в суде, оба относились к работе добросовестно и пользовались заслуженным авторитетом у сослуживцев. Согласно его данным, Хаипова и Сейткалиев в минувшем году оформили по 32 административных правонарушения и раскрыли по одному преступлению. А в этом году они на двоих выявили 37 правонарушений. Для небольшого поселка Шашубай с численностью жителей менее двух тысяч человек, где трудились участковые, это считается весьма приличными показателями.
Однако сотрудники антикоррупционного ведомства, проверив деятельность Токыраунского ПОП, выяснили, что треть оформленных в прошлом году бравыми инспекторами протоколов о творимых сельчанами безобразиях были сфальсифицированными. И если Сейткалиев попался на подделке лишь одного документа, то его коллега Хаипова зафиксировала 13 придуманных фактов. Притом некоторые обитатели Шашубая с легкой руки капитанши уличались в неблаговидных проступках неоднократно.
Взять, к примеру, не имеющую собственного жилья, но являющуюся матерью двоих детей Юлию ПЕЧЕНКИНУ. Ее Жанар Хаипова “поселила” в квартиру по улице Сейфуллина и уличила в том, что женщина в течение трех месяцев проживала там без регистрации. А потом сотрудница полиции умудрилась “поймать” на улице после 23 часов сына Печенкиной Сергея. И плевать, что на тот момент мальчишка учился и жил в Балхашском интернате, а потому никак не мог появиться в селе. Зато в полицейской отчетности появились нужные галочки.
Аналогичным образом в список мнимых нарушителей правил регистрации по месту жительства попали трое шашубаевцев. Кроме того, еще нескольким родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, вменили в вину позднее нахождение их отпрысков на улице. Причем в протоколы порой вносились подписи ничего не подозревающих педагогов. А отдельные сельчане “отличились” тем, что якобы оставляли мусор в неположенных местах - например, несуществующие радиаторы отопления в подъезде. А в действительности люди жили себе спокойно, не ведая, что их окрестили злостными нарушителями правопорядка. И лишь в этом году узнали от сотрудников антикоррупционного ведомства не только о своих лжепроделках, но и о том, что информация о них внесена в базу данных об административных правонарушениях.
- Теперь мой сын боится сотрудников полиции и не хочет выходить на улицу. Говорит, что сотрудники полиции, вместо того чтобы защищать людей, наоборот, делают им плохо, - жаловалась в суде Юлия Печенкина.
- Никаких правонарушений мы не совершали, документы в отношении нас были сфальсифицированы, проставленные в них подписи нам не принадлежат, - вторили ей невиновные односельчане. Однако предъявлять к подсудимым претензии о возмещении морального вреда шашубаевцы наотрез отказались. Лишь просили убрать из базы данных сведения об их вымышленных незаконных деяниях.
Удивительно, но Жанар Хаипова и Нурлан Сейткалиев своей вины так и не признали. В начале судебных слушаний они вообще отказались от дачи показаний. Но потом все же решили выразить свою позицию по уголовному делу.
Так, капитан Хаипова сообщила, что фабрикацией правонарушений не занималась, а лишь фиксировала действительные проступки шашубаевцев. Затем она припомнила, кто из потерпевших ранее привлекался к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, кто считался выходцем из неблагополучных и малообеспеченных семей, кто в прошлом был уличен в краже ворот. В общем, невольно проговорилась о том, какая целевая аудитория была выбрана для штампования левых протоколов - люди, в большинстве своем забитые и бессловесные.
Старший лейтенант Сейткалиев в отличие от подельницы не стал хулить потерпевших. Однако эпизод с обнаруженной в подъезде жилого дома коробкой со строительным мусором просил считать реальным фактом.
И ладно бы версия подсудимых опровергалась одними лишь словами сельчан. Но ведь в материалах дела имелись результаты почерковедческой экспертизы, которая определила, что объяснительные, составленные “нарушителями”, и их подписи оказались поддельными. Впрочем, сотрудницу полиции Хаипову такие улики не смутили. Она заявила, что с заключениями экспертиз не согласна, поскольку у нее взяли 50 подражательных образцов.
- Если 50 раз писать одну и ту же подпись, то, естественно, она будет не только схожей, но и аналогичной, - пояснила Жанар Хаипова в ходе слушаний.
Вот только судья Актогайского райсуда № 2 Болат САКЕНОВ на столь интересное объяснение не купился. Он пришел к выводу, что оба участковых виновны в злоупотреблении должностными полномочиями и фальсификации доказательств по административным делам. Хаипову наказали штрафом в размере 2000 МРП (без малого 4 миллиона тенге), а Сейткалиеву после вступления приговора в законную силу предстоит выплатить вполовину меньше, чем его коллеге. Кроме того, суд лишил их права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, а также снял с офицеров звания капитана и старлея.
Кроме того, Болат Сакенов вынес частное постановление в адрес руководства ДВД Карагандинской области, в котором просил принять меры по недопущению впредь подобных фактов нарушения законности со стороны сотрудников полиции.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира Кадырбаева, Караганда

Поделиться
Класснуть