11427

Франкенштейн из Шуской долины

Топашев (на снимке первый слева) рассказывает, как убивал Галину Кисилеву.

Он всегда появлялся ночью. Обладая недюжинной силой, выламывал двери, возникал из темноты как призрак прямо у постели спящих людей, чтобы изнасиловать, ограбить и убить. Кто он? Ожившее чудовище Франкенштейн? Нет, 24-летний молодчик из райцентра Толе би Шуского района, в недалеком прошлом военнослужащий республиканской гвардии “Улан” Ержан ТОПАШЕВ. 

Сельчане-шусцы вряд ли были знакомы с легендой о Франкенштейне. Поэтому ночного серийного убийцу называли привычным словом “маньяк”. В течение двух лет, пока душегуб орудовал в райцентре, из села выехали несколько семей - не дожидаясь, пока монстр придет их убивать.

Жила-была баба Галя

Свое первое кровавое преступление он совершил в 2011 году. На улице Гагарина в райцентре Толе би жила 74-летняя Галина Никитична КИСИЛЕВА. Подвижная, энергичная, жизнерадостная - такое маленькое солнышко. До пенсии работавшая медсестрой, баба Галя никому не отказывала в просьбе дать совет, сделать укол... Почти каждый день она чаевничала с соседями МАМЕДОВЫМИ. В то утро, 17 июля, соседка Галя на чаепитие не пришла. Соседка Айгуль поспешила узнать, в чем дело. В доме у старушки дверь была открыта, оконная рама с разбитым стеклом выставлена. Заглянула в зал и закричала от ужаса - баба Галя лежала на полу в луже крови. Вместо лица - кровавое месиво...
Прибывшие полицейские, осмотрев место преступления, обнаружили брошенную под виноградником арматурину. Бурые пятна на ней не оставляли сомнений - это и было орудие убийства.
Но пройдет еще много времени, прежде чем станет известна доподлинная картина этого дикого преступления. Топашев расскажет на допросе, как, накачавшись пивом и проходя мимо дома бабы Гали
(а жила она через пять домов от него), он решил поживиться деньгами, чтобы выпить еще. Перепрыгнул через забор, хотел выломать дверь, но она оказалось крепкой. Тогда он разбил кулаком стекло, выдавил раму и залез в дом. Прошел в зал, прихватив стоящий в коридоре (видимо, для защиты от грабителей) металлический прут. Шум разбудил хозяйку - баба Галя выбежала из спальни, схватилась было за телефон, но он сбил ее с ног. Заметив, что бабушка в одной ночнушке, бросился ее насиловать. А затем, понимая, что узнан, стал убивать старушку. Хватило двух ударов арматурой по голове. В качестве добычи унес с собой золотые серьги, вырвав их из ушей своей жертвы.
Но все это выяснится спустя два года. А пока сыщики возьмут только отпечатки пальцев с оконной рамы. В базе данных таких не окажется. Преступление останется нераскрытым.

“Нож запутался в моих волосах...”

20 февраля 2012 года в два часа ночи ночующий в кочегарке истопник местной частной гостиницы “Конак уй” Сураболды КЕРИМБАЕВ решил подтопить печь. Внезапно в помещение вошли двое, со словами “мы из опергруппы” схватили кочегара, приставили к горлу нож. В ту же секунду погас свет, и Сураболды ощутил боль от удара в лицо. Затем посыпались еще удары, его связали проволокой, бросили на топчан. После того как на его затылок со всего маху опустился газовый ключ, он потерял сознание.
А те двое (один из них - Ержан Топашев), прихватив телефон истопника, через вторую дверь проникли в гостиничный бар, взяли оттуда жвачку и сигареты и снова оказались во дворе, где им и встретилась хозяйка гостиницы Кулимхан КОЖИНА.
- Я шла в кочегарку попросить добавить тепла, - рассказывает Кулимхан Кожина, - и, увидев в темноте человеческие силуэты, естественно, приняла за истопников. Сураболды, спрашиваю, это вы? Но на меня зыркнули чужие недобрые глаза. Я вообще не из робкого десятка. Ребята, говорю, я вас узнала! Специально так сказала, думала, пришельцы испугаются и убегут. А они схватили меня и силой поволокли в кочегарку. Я кричала, умоляла отпустить, на что один другому хладнокровно приказал: “Давай нож!”. И как только лезвие оказалось в его руке, этот здоровый парень кинулся на меня! Не знаю уж, как я вырвалась, бросилась бежать, он - за мной, догнал и стал вонзать нож мне в спину, в почки, потом в голову - бил и бил, пока нож не запутался у меня в волосах. Дальше я отключилась...
Топашев был уверен, что после его восьми ножевых ударов женщина уже не поднимется. Но Кулимхан очнулась, доползла до гостиницы, и там уже вызвали полицию. Несчастная пролежала в больнице три недели. Пришлось серьезно лечиться и истопнику Сураболды. Но ни она, ни он не смогли дать четкий словесный портрет напавшего на них изверга. Преступление осталось нераскрытым.

Она спасала сына, а сын - её

Ровно через три месяца кошмар в Толе би повторился. 25 мая Шолпан НИЯЗАЛИЕВА услышала сквозь сон настойчивый стук в окно. На часах было три ночи. Стук перешел на дверь. В ночной тиши он воспринимался как удары молотком. Шолпан еще не знала, что через несколько минут реальный молоток обрушится на ее голову. Она прижимала к себе плачущего Султанчика и умоляла ночного гостя, который успел обесточить дом, пощадить ее шестилетнего малыша. Но дверь уже срывали с петель. Между матерью с ребенком и страшным визитером оставалось последнее препятствие - дверь между верандой и залом. Шолпан поспешно накинула на нее крючок и, каменея от ужаса, прислушивалась к звукам на веранде. Вот дверь задрожала, заходила ходуном. И тогда Шолпан приняла решение.
- Все равно умирать, так хоть от сына смерть отведу, - вспоминает Шолпан события той кошмарной ночи. - Я отперла дверь и в тот же момент ощутила удар железом по голове. Я тут же упала без чувств. Что меня и спасло, ведь преступник решил, что убил меня и больше ему здесь делать нечего. Когда очнулась - не могла пошевелиться, изо рта, носа, ушей текла кровь. И тут я заметила, что под головой у меня подушка. Оказывается, это мой малыш подложил мне ее под голову. Он же побежал к соседям и все рассказал, после чего те вызвали “скорую”.
Шолпан, которой изверг проломил голову молотком, почти месяц находилась в коме, ей пришлось оформлять инвалидность. Неудивительно, что в таком состоянии она не сумела детально описать изувера. В Шуском РОВД появился очередной “глухарь”.

Стук - предвестник смерти

РИММЕРОВ в Толе би знали многие. Обстоятельные люди, трудяги. Жили в селе с незапамятных времен, дочери их уехали в Алтайский край, а супруги-пенсионеры остались доживать свой век здесь, в казахстанской глубинке. Да вот Готлибу Готлибовичу не суждено было умереть своей смертью... 7 апреля 2013 года в три ночи в доме раздался стук. Затем затрещала дверь. Погас свет. Старик встал посмотреть, но убийца затаился. Прикрыв уже не запирающуюся дверь, Готлиб Готлибович забаррикадировал столом стенной проем и... уснул в кресле. А в пять утра Евгения Юрьевна проснулась от того, что на ее кровати сидел незнакомый мужчина. “Дай деньги, старуха!” - “Денег нет”, - пробормотала она, и тотчас же получила удар кулаком в лицо. Когда она пришла в себя - уже днем, - ей оставалось только оплакивать растерзанного мужа.
Эта последняя кровавая расправа над беззащитными стариками подтолкнула местных полицейских к решительным действиям. Они стали обходить улицу за улицей, собирая отпечатки пальцев у всего мужского населения. И наконец сработало: программа “Папилон” показала идентичность пальцевого узора сельчанина
Ержана Топашева и... преступника, оставившего отпечатки в доме убитой им пенсионерки Кисилевой. Те же пальчики засветились и в других местах - Топашев ведь кроме убийств и разбоев совершал еще и кражи. Так был изобличен этот безжалостный душегуб, два года державший в страхе районный центр. А уж задержать его по домашнему адресу большого труда не составило.
- Топашев признался во всех эпизодах, кроме последнего, но там одорологическая экспертиза указала на него, - поясняет начальник следственного отдела Шуского РОВД Сейтжан УЙСЕНБАЕВ. - Свои преступления объяснял действием на него спиртного: дескать, двух бутылок пива хватало, чтобы в нем появлялись агрессия, желание крушить, убивать. Показания давал охотно, при понятых, при адвокате, под видеозапись, и даже сказал мне в личной беседе: “Спасибо, я хоть душу облегчил. А то ко мне баба Галя мертвая во сне приходит”. Но потом, пройдя “университеты” в СИЗО, стал утверждать, что “ни в чем не виноват”, и запел известную песню о “выбивании” показаний.
- И все-таки почему его так долго не могли поймать?
- После школы он служил в республиканской гвардии “Улан” (кстати, оттуда пришла прекрасная характеристика на него), затем в десантно-штурмовой бригаде, а вернувшись из армии, сидел дома. Мать у него медсестра, отец - мебельщик, обыч­ная семья. Сам он был нелюдим, никуда не выходил, потому в селе на него и подумать не могли.
- По его внешнему виду не скажешь, что он способен на такую жестокость, - говорит государственный обвинитель на процессе, старший прокурор управления областной прокуратуры Кайсар АБДЫКАЛЫКОВ. - Однако если заглянуть ему в глаза, то, кроме цинизма и презрения к своим жертвам, в них нет ничего.

- Два убийства, три покушения на убийство, три разбоя, три кражи и изнасилование - список внушительный и для пожизненного срока достаточный, - комментирует уже вступивший в законную силу приговор судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области Самат ТОЛЕСБАЙ. - “Может, хочешь попросить прощения у потерпевших?” - спросил я Топашева. Он отказался. Приговор выслушал с каменным лицом.

Фирменный почерк Топашева: он всегда выламывал окно или дверь.

Следственный эксперимент во дворе гостиницы: Топашев показывает, как наносил удары ножом.

Топашев (на снимке второй слева) рассказывает, как проник в дом Шолпан Ниязалиевой.


Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ и из архива Шуского РОВД, Жамбылская область

Поделиться
Класснуть