8245

Педагогический приём

Любят у нас потолковать о любви к детям, в особенности о защите их прав. Но только до той поры, пока дело не коснется нарушения этих детских прав самими педагогами. Тогда уже в выборе средств для защиты оскандалившегося  учителя стесняться не будут…

“Хотели бы обратиться к вам с жалобой на завуча-методиста, учительницу по биологии УНГАРБАЕВУ Багилу Исекуловну, - так начиналось письмо от учеников 6 “Б” класса СШ имени Чкалова Жамбылского района, присланное в корпункт газеты “Время”. - 22 октября эта учительница на уроке биологии вызвала к доске ученика Ихсана АЮПОВА и два раза ладонью ударила по лицу за то, что он взял тетрадь с соседней парты, и у него изо рта пошла кровь. Он заплакал, хотел выйти из кабинета, но учительница пригрозила, что если он выйдет, то больше не будет допущен к урокам. Никто из сидящих учеников не смог возразить, так как все были напуганы”.
Далее авторы письма (возможно, даже не ученики, а кто-то из их родителей) просили предать глас­ности данный факт и заодно сообщали, что такое же обращение было адресовано начальнику управления по защите прав детей акимата Жамбылской области Светлане ШЕВЧЕНКО.
Вообще-то анонимками мы не занимаемся, но поскольку речь шла об истязании ребенка, мы попросили секретаря комиссии по делам несовершеннолетних облакимата Бахыт ЖАКСЫЛЫКОВУ проверить, был ли на самом деле этот инцидент в школе имени Чкалова. И вскоре секретарь комиссии вместе с представителем управления по защите прав детей Тасболатом ТОЛЕГЕНОВЫМ и нашим фотокором выехали в село Жалпактобе.
- Факт рукоприкладства подтвердился, - первое, что сообщила Бахыт Жаксылыкова, вернувшись из командировки. - Шестиклассники подробно рассказали о произошедшем конфликте, даже без каких-либо наводящих вопросов, и добавили, что это уже не первый случай. Говорили живо, искренне - не верить им оснований нет. Справку о нашей проверке вам предоставит управление по защите прав детей, поскольку обращение было адресовано непосредственно им.
Однако время шло, а управление почему-то молчало. Устав ждать, я сделала звонок его начальнику Светлане Шевченко.
- Справка уже отослана в управление образования облакимата, - поведала Светлана Михайловна.
- Вы хотите сказать, редакция ее не получит?
- А мы разве должны вам ее давать? - задала встречный вопрос собеседница.
Пришлось напомнить г-же Шевченко о существующем законе о средствах массовой информации, на что госчиновница отреагировала в том роде, что если она выкроит время, то будет нам справка.
Видит бог, не хотелось обращаться в дисциплинарный совет. Да пришлось. После того как там объяснили чересчур занятой защитнице детских прав, как надлежит реагировать на запросы СМИ, на моей электронной почте оказался заветный файл со справкой. Который, впрочем, так и не открылся.
В управлении образования только развели руками:
- Управление защиты не должно было направлять сюда материалы проверки, - выразила недоумение замначальника управления образования Гульзия ЗАУРБЕКОВА. - В облуо нет сейчас контролирующих функций, дисциплинарные меры к руководству учебных заведений принимают только районные акиматы через райоо, в чьем непосредственном подчинении находятся сельские школы. Смысл пересылки бумаг?
И вновь я обратилась к Светлане Шевченко с вопросом: а могут ли вообще ученики 6 “Б” рассчитывать на защиту со стороны возглавляемого ею ведомства? И услышала, что ведомство теперь (по истечении полутора месяцев!) планирует провести анкетирование среди школьников, дабы выяснить - бьют ли учителя учеников.
- Еще только планируете?
- Нет, мы уже его проводим! Сегодня… - последовал бодрый ответ.
Окончательно убедившись, что управление защиты не собирается отстаивать права избитого ребенка, мы проинформировали об этом случае органы прокуратуры. И вот в конце минувшего года, 23 декабря, из прокуратуры Жамбылского района было отправлено поручение Жамбылскому РОВД произвести проверку заявления шестиклассников.
Вместе со старшим помощником прокуратуры области Еркином КУАНЫШЕВЫМ я отправилась в Жамбылский район, чтобы проследить путь новой полицейской проверки. Заодно и услышать мнение педагогов и школьной администрации по поводу случившегося.
А в педколлективе, оказывается, уже и забыли о том, что кто-то кого-то ударил!
- Ничего такого не было, честное слово! - без тени смущения уверяла сама участница конфликта - замдиректора по методической работе Багила Унгарбаева. - Урок шел нормально. Может, я замечание сделала, но рукоприкладства не было.
Хотя до этого в присутствии проверяющих педагог признавалась, что “рукой” посадила ребенка на место.
Что ж, первый испуг прошел, и после полутора месяцев тишины у всех появилась уверенность, что теперь уж точно никому ничего не грозит. И все же нужна была гарантия того, что пронесет. Тут как раз участковый инспектор с поручением от прокуратуры…
То, что произошло дальше, не лезет ни в какие рамки. 24 декабря директор школы им. Чкалова Алма ДЖАТКАНБАЕВА собрала учеников 6 “Б”, их родителей, нескольких завучей… Атмосфера “шока и трепета” удалась на славу! Для полноты ощущений двенадцатилетним подросткам не хватало дяденьки в погонах. И он явился в назначенный час. Всем школьникам были розданы писчие листы, и те неровным почерком вывели слова: “Начальнику Жамбылского РОВД от ученика 6 класса…” А дальше следовал текст: “Я (имярек) учусь в 6 “Б” классе. 22 октября 2013 года прошел урок биологии, преподаватель учительница Унгарбаева Б.И. Урок прошел хорошо. Она нас не ругала, и Аюпова Ихсана она не ругала и ладонью не била его по лицу. Она очень хорошая учительница. От имени 6 “Б” класса никакой жалобы не было. Объяснительная написана собственноручно в присутствии родителей, классного руководителя, педагога-психолога, завуча…”.
Как тут не вспомнить: “Да здравствует наш Карабас удалой, уютно нам жить под его бородой, и он никакой не мучитель, а просто наш добрый учитель…”. Но дело даже не в этой выпирающей фальши предоставленного подросткам текста. А в том, что никто из взрос­лых - ни педагоги, ни участковый инспектор, образовавшие между собой прочную связку, - не потрудился хоть как-то прикрыть свою липу. Ведь все эти так называемые объяснительные были написаны, что называется, под копирку. 21 объяснительная - слово в слово! Даже с одними и теми же орфо­графическими ошибками и теми же исправлениями! Зато у участкового появилось основание, особо не мудрствуя, отказать в возбуждении уголовного дела по факту рукоприкладства.
К тому, что у нас порой фальсифицируют материалы следствия, в обществе давно привыкли. Но чтобы использовать в этих играх детей, совершенно не щадя их психику и человеческое достоинство, такое бывает нечасто! Судите сами: подростки, доверившись взрослым, высказывают им свои обиды и ждут помощи. Но помощь так и не поступает, зато появляются грозный дядя-полицейский, суровые директор с завучами, всполошенные родители - и велят мальчишкам и девчонкам врать напропалую, да еще в письменной форме! На таком фоне даже зуботычина ребенку выглядит не такой страшной, нежели этот урок лжи, преподанный 6 “Б” их наставниками!
Самое интересное, что ни участковый Нуржан ЖУМАГУЛОВ, ни заместители директора Галиаскар КЕРИМКУЛОВ и Назира КЕНЕСБАЕВА (заместитель, между прочим, по воспитательной работе!), присутствовавшие на этом “воспитательном часе” и заверившие своими подписями эти дутые объяснительные, ни сама директриса нисколько не смутились от того, что обман с бумажками открылся. Они уверяли, что текст “объяснительных” никто ученикам не диктовал, на доске не писал и переписывать не давал. И “искренне недоумевали”, откуда произошел 21 бумажный слепок. На мой вопрос, не явилось ли это клонирование текста вмешательством внеземного разума, зомбировавшего детей, мои собеседники крепко задумались и сказали: “Не знаем…”.

Старший помощник прокурора Еркин Куанышев выясняету завучей природу объяснительных.

Замдиректора Багила Унгарбаева: “Ничего не было, честное слово!”.

Участковый инспектор Нуржан Жумагулов не понимает, откуда взялись одинаковые объяснительные.

Директор школы имени Чкалова Алма Джатканбаева считает, что просто у детей трудный возраст.

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область

Поделиться
Класснуть