3381

Все те же на манеже

Сенсационный процесс по уголовному делу о костанайской наркомафии вызвал бурную реакцию не только в обществе, но и в местах не столь отдаленных. А именно - в Кушмурунской колонии один из сидельцев заявил о своем желании принять участие в суде. Осужденный Дмитрий ТЮКАВКИН (на снимке) готов дать показания против бывшего полицейского Армана БОЗБАЛИНА, попавшего под суд по ряду тяжких обвинений.

Суд над участниками и пособниками костанайской наркомафии едва успел начаться, но уже считается одним из самых громких в этом году. Накануне разбирательств мы уже сообщали своим читателям подробности событий, нашедших отражение в обвинительном заключении по делу: как преступники годами, ничего не опасаясь, воротили черные дела, а полицейские крышевали их ОПГ (см. “Вернемся к нашим баронам”, “Наркомафия внутренних дел” и “Форменная дурь”, “Время” от 15.11.2012 г., 22.8 и 24.8.2013 г.).
А на днях я получил пакет с документами, к которым прилагались письма заключенного Тюкавкина и адвоката В. ВЯНЦЛОВЕНЕ. Изложенная в них информация - все о том же, о чем мне и моим коллегам приходилось писать не раз: о подставах наркозависимых людей, незаконном их привлечении к уголовной ответственности и неправосудных приговорах.
Десять костанайских полицейских, обвиняемых сегодня в пособничестве наркомафии и злоупотреблении служебным положением, совершенном в интересах преступной группы, будут отвечать в суде на неудобные вопросы. Например, о том, с какой целью они регулярно разживались у барыг наркотиками, или, на их языке, “конфетами” (а если речь шла о веществах типа димедрола - то “витаминками”). Может, для личного пользования? Если бы так, то угроза долголетней отсидки над ними сейчас бы не витала. Для сбыта? Именно от таких обвинений экс-служивые и пытаются отбиться. Для работы? В каком-то смысле да: полицейские угощали героином наркоманов, а те за дозу соглашались и выдать операм ценную информацию, и поучаствовать в борьбе... с другими наркоманами.
Приходится признать: так оно и было в течение долгих лет. Полицейские крышевали реальный наркобизнес и привлекали к ответственности тех, кто не имел к нему отношения. Таким образом они создавали видимость доблестной службы и бодро рапортовали о достижениях. А невиновные пачками шли топтать зону.
Однако в обвинительном заключении, предъявленном оборотням в погонах, эта тема обойдена стороной. Но удастся ли не обращать на нее внимания впредь? Сидельцы, считающие себя незаконно осужденными, все громче ропщут из мест заключения. Того и гляди, казахстанская правоохранительная система столкнется с необходимостью пересмотра вступивших в силу судебных решений о наказании лжепродавцов дури - как минимум в Костанайской области…
Дмитрий Тюкавкин, осужденный в прошлом году к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества, утверждает: к его отправке на зону приложил свою тяжелую руку старший оперуполномоченный группы по борьбе с наркобизнесом ОВД Костанайкого района Арман Бозбалин.
Тюкавкин заявляет, что долгое время служивый пытался взять его в оборот: “Он хотел заставить меня работать на него за наркотик, подставляя невинных людей, - пишет Дмитрий. - В случае отказа говорил, что посадит меня. Я ему отказал…”.
В истории, рассказанной Тюкавкиным, фигурируют еще два человека - наркоман Александр Д. и цыганка Надежда В. (в интересах информатора не указываем их фамилии. - С.К.). Наркоман впоследствии выступил в суде в роли сек­ретного свидетеля, а цыганку, удивляется Дмитрий, “почему-то даже не допрашивали”. Сколько Тюкавкин ни говорил, что все эти люди - участники незамысловатого спектакля, оправдаться перед лицом Фемиды ему не удалось. Попытки обратиться в управление собственной безопасности ДВД тоже не увенчались успехом.
Из письма Д. Тюкавкина:
“По моим заявлениям на Бозбалина по фактам фальсификации доказательств и других нарушений закона вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Это ли не доказательство, что на мои показания закрывают глаза? Пять раз я получал из полиции отказ разобраться в этой ситуации…”.
А с чем пришел к своему суду Бозбалин? В преступной среде его знали по кличке Кинотеатр (это потому, что его имя совпадает с названием кинотеатра “Арман”). И действительно, ряд эпизодов из предъявленного ему обвинения достойны войти в сюжет криминального фильма.
За Бозбалиным, равно как и за другими участниками и пособниками мафии, плотно следили. В доказательной базе - десятки дисков с записями их телефонных разговоров. Очень часто человек с голосом Бозбалина во время звонков просит у барыг “половинки” - то есть дозы героина, расфасованные по 0,5 грамма. Однажды он договорился о том, чтобы “его человеку” помогли продать героин. В других разговорах звучат настойчивые требования о получении денег за крышевание.
Есть и другие любопытные свидетельства. Например, разговор двух женщин - фасовщицы героина и одной из руководителей ОПГ, - в котором они удивляются ситуации, сложившейся в Костанае. Представьте себе: фасовщица рассказывает о том, что сотрудники полиции своими частыми посещениями “бегунков” (уличные распространители героина) приучили наркоманов к присутствию людей в погонах, и те… перестали бояться полицейских: могли прямо при них покупать дозы. Так, говорит она, к машине, в которой сидели “бегунок” Пельмень и Кинотеатр, торчки стояли чуть ли не в очереди - усаживались в салон, платили деньги, получали свои “конфеты”…
Как тут не вспомнить, что в сентябре прошлого года в Костанае был оправдан Руслан ГАРИФУЛЛИН, отсидевший в СИЗО пять месяцев. Его едва не упрятали в зону на несколько лет якобы за хранение крупной партии героина, а на самом деле за то, что Руслан отказался сотрудничать с оперативниками и подставлять наркоманов (см. “Трехгрошовые опера”, “Время” от 13.9.2012 г.). В ходе разбирательств всплыли фальсифицированные процессуальные документы, подложные свидетельства, липовые показания… И стала очевидной роль людей, которые сплошь и рядом на подобных процессах выступают в роли секретных свидетелей: очень часто они лгут, а в суды ходят как на работу. Между прочим, обидчики Гарифуллина из Южного отдела внутренних дел Костаная спустя несколько месяцев были осуждены к длительным срокам лишения свободы.
Вот и история с сидельцем Тюкавкиным из того же ряда. И его мысль о том, что подставные дела в отношении лженаркоторговцев штампуются как на конвейере, подтверждает другая история. В ней фигурируют некий Александр САНЬКО, получивший условный срок за хранение героина, и “все те же на манеже” - наркоман и секретный свидетель Александр, цыганка Надежда, опер Бозбалин…
Трудно представить, сколько еще в судебных архивах липовых дел, якобы расследованных ретивыми операми, а в действительности сляпанных на скорую руку, в промежутках между тяжкими трудами по получению мзды от наркомафии. Вот если бы силовики взяли да прошерстили бы все подобные факты! Ну или хотя бы те, которые “расследованы” полицейскими, севшими сегодня на скамью подсудимых.
Только, думается, вряд ли на это кто-то решится. Ведь тогда окажется, что все кругом виноваты - не только полицейские-фальсификаторы, но и прокуроры, утвердившие обвинения, и судьи, закрывшие глаза на очевидность подстав…
Но если этого не сделать - как тогда жить и продолжать строить правовое государство?

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай, фото Владимира Заикина и из архива семьи Тюкавкиных

29.08.2013

Поделиться
Класснуть