6604

Свидетели - не в счёт

В Риддере разгорелся нешуточный скандал: местные жители выступают в защиту полицейского, обвиненного в пытках! Когда был оглашен приговор в отношении замначальника криминальной полиции Риддерского отдела внутренних дел Ильи КОСАРЕВА (на снимке - с женой), многие горожане подписались под обращением к министру внутренних дел Калмуханбету КАСЫМОВУ: “Опер не виноват!”. Никто не верил, что страж правопорядка, названный лучшим оперативником страны, может оказаться за решеткой. Сослуживцы Косарева убеждены, что их коллегу подставили.

В СМИ нередко появляется информация о полицейском произволе.
Стражи правопорядка избили подозреваемого, пытали женщину прямо на допросе, а то и вовсе… облили бензином и подожгли случайного встречного! Образ современного рыцаря в погонах без страха и упрека успел изрядно потускнеть за последние годы.
Антигероев в форме хватает с лихвой. Только объективности ради стоит отметить, что и сами стражи правопорядка порой становятся жертвами чьих-то интриг. И за решеткой может оказаться человек, казалось бы, с кристально чистой репутацией.
Имя заместителя начальника отдела криминальной полиции Риддера Ильи Косарева давно известно за пределами горняцкого городка. Бывалого опера не раз награждали грамотами как лучшего сотрудника полиции, а в 2006-м и вовсе пробил его звездный час: Косарев становится лучшим опером Казахстана по итогам 2005-2006 гг. Такой чести удостаиваются единицы.
А 15 ноября 2012 года на его репутацию впервые упала тень.
В полицейский участок Риддера обратился местный житель с заявлением о грабеже. Неизвестные молодчики избили его и отобрали телефон. В тот же вечер стражи правопорядка повязали риддерца Рамиля ГАЗИЗОВА и двоих его товарищей: у романтиков с большой дороги изъяли тот самый мобильник и нож.
А дальше как в детективе с лихо закрученным сюжетом.
Рамиль Газизов пожаловался представителям надзорных органов, что риддерские полицейские попытались помимо грабежа повесить на него еще и кражу мобильника, который он в первый раз видел.
“В кабинете было несколько сотрудников полиции, - рассказал следователям Газизов. - Кто-то ударил меня в спину и сбил с ног. Полицейские били меня руками и ногами в течение 15-20 минут. Во время избиения в кабинет зашел Косарев, присел на корточки и несколько раз ударил меня кулаком по лицу. Позже подошел еще один полицейский, несколько раз ударил в пах и по пояснице. Они хотели, чтобы я признался в преступлении, которого не совершал. Угрожали, что вывезут меня в лес и изнасилуют, а потом доберутся и до моих родственников”.
На основании этого заявления уголовное дело возбудили только в отношении Косарева и еще одного полицейского, суд в отношении которого еще не состоялся. Удивительно, но Газизов не смог опознать других сотрудников ОВД, которые его били.
По словам Ильи Косарева и его коллег, Рамиля Газизова никто не избивал, он сам занялся членовредительством, чтобы потом оговорить сотрудников внутренних дел.
- Когда задержали Газизова, я проходил мимо кабинета следователей, услышал шум. Зашел и увидел, что он бьется головой о дверную ручку, - рассказал на суде Илья Косарев. - Мои коллеги пытались остановить Газизова, но он отвернулся от двери и начал биться об угол сейфа. Говорил, что посадит всех сотрудников полиции. Следователи применили приемы самбо и надели на него наручники. То, что происходило в кабинете, видела женщина, которая стояла в коридоре.
У родственников попавшего в опалу опера свое мнение.
- Конечно, то, что подозреваемый сам себя “избил о дверь”, для стороннего человека выглядит как анекдот, - поясняет сестра Ильи Юлия КОСАРЕВА. - Но надо отдавать отчет, кем был этот подозреваемый. Он уже имел судимость за разбой. Был склонен к членовредительству, в момент задержания у него были порезы предплечья, которые он не мог объяснить. Находясь в колонии, за пять лет получил 17 административных взысканий. В ноябре 2011 года он освободился и в этом же месяце вновь пошел на повторное правонарушение. В итоге его осудили за грабеж, при этом убрав статью о разбое (угроза ножом). Вешать на него еще одно обвинение по другому эпизоду никто не собирался, поскольку уже были другие подозреваемые. Что касается побоев:  Газизов утверждает, что его избивали несколько человек в течение 15-20 минут. Вы представляете, в каком состоянии он должен был находиться? Однако судмедэксперты засвидетельствовали только травмы лица и небольшой кровоподтек на спине. Есть заключение экспертов, что он действительно мог повредить лицо сам, ударившись о выступающие предметы. А синяк на спине мог появиться, когда Газизову надевали наручники.

Косарева считает, что в основу обвинения брались только показания якобы потерпевших.
- Суд почему-то не принял к сведению показания случайной свидетельницы сцены, которая была в коридоре и видела, как Газизов бился лицом о ручку двери. Не обратили внимания на показания других свидетелей-подозреваемых, которые были в ОВД и утверждали, что оговорили Косарева, потому что подписывали предложенные им документы, не читая. Они настаивали, чтобы их опросили повторно, но этого не произошло. Если уж сами правонарушители вступаются за полицейского, это о чем-то говорит.
Сестра Ильи Косарева уверена, что майора по какой-то причине решили подставить.
- Две из трех судмедэкспертиз подтверждают, что Газизов действительно мог получить травмы лица самостоятельно. Если рассуждать логически, зачем Илье при его должности было подставлять себя? Он умный человек и не стал бы так рисковать. Я знаю, что он мешал некоторым людям своей принципиальностью. Были желающие закрыть иные дела, но он не позволял этого сделать.
Коллеги Косарева тоже искренне недоумевают, как один из лучших сотрудников криминальной полиции мог оказаться за решеткой.
- Илья был крайне принципиальным “ментом”, - рассказал коллега Косарева Андрей КУЗЬМИН (фамилия изменена по его  просьбе). - Ставил высокую планку и для себя, и для коллег. В таком криминальном городе, как Риддер, майор раскрывал до 70 процентов убийств. Бывают случаи, когда люди при погонах оказываются за решеткой из-за своей несдержанности. Им просто сочувствуют. Но с Косаревым совсем другая история. Коллегам обидно за него. В то, что он виноват, не верит никто.

- Зачем оговаривать столь положительного сотрудника? Кому это выгодно?
- У Косарева был ряд материалов, в которых затрагиваются интересы других структур. В том числе надзорных органов. Не случайно все эти проверки инициировала именно прокуратура. Возможно, он копнул слишком глубоко.
Риддерский суд приговорил майора Косарева к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Апелляционная коллегия оставила приговор без изменений. Близкие полицейского не теряют надежды отстоять свою правоту в Верховном суде. К слову, на свободе у майора остались жена и две дочери.

Мы пытались поговорить с родственниками Рамиля Газизова, однако по телефону, который есть в распоряжении редакции, нас выслушали молча… и положили трубку. Напомним, сам Газизов осужден, и связаться с ним не представляется возможным.
- Имидж полицейских, представленных зачастую не только мздоимцами, но и самыми настоящими отморозками, сильно укрепился в нашем обществе, - говорит правозащитник Анель ЖУНУСОВА. - Стражам правопорядка практически невозможно доказать в суде свою невиновность - ну кто поверит рассказам, что жертва сама билась головой о стену? Конечно, очень уж странным выглядит тот факт, что в своем обращении Газизов указал на одного обидчика, хотя били его якобы несколько человек. По-хорошему - обращения родных это повод для службы собственной безопасности провести дополнительную проверку: а был ли такой факт?

Евгений ФОМИНЫХ, фото из личного архива семьи Косаревых, Усть-Каменогорск

P.S. В прокуратуре, как это часто бывает, не стали комментировать ситуацию, а затребовали направить им официальный запрос, что мы и сделали. В ближайшее время надеемся получить внятный и исчерпывающий ответ.

Поделиться
Класснуть