Трогательно и полезно
Документалист Канат БЕЙСЕКЕЕВ снял фильм о детях с аутизмом, о родительских страхах и коррекционной работе
На премьере в Астане и Алматы зрители едва вмещались в кинозал. Они подняли подлокотники на креслах и сели близко плечом к плечу. Хороший пример инклюзии.
Фильм "Аут" завязан на том, как в столичном велоклубе занимаются с детьми с расстройством аутистического спектра. Зритель попадает на тренировку, летит по велотреку и уличной дорожке, заходит к семьям, которые проживают этот опыт.

Рассказывая о своих детях, родители честно признаются и о своих переживаниях. Для них особенно важно, чтобы ребенок заговорил. Мама Арлана поделилась: ее сынишка первую фразу произнес во время карантина. Она работала на уборке территории недалеко от дома - вынужденная мера, чтобы приглядывать за ребенком - а он выкрикнул ей в окно целую фразу.
- Я плакала от счастья, - призналась женщина.
Родители называют важным рубежом школу. Если комиссия признает, что ребенок может идти в обычный класс, им кажется, что все проблемы уже решены. Школа кажется им той самой волшебной таблеткой, которой нет.
Или вот история папы Ясмины и Амирчика, работающего вахтовым методом. В семье родилось сразу двое деток с аутизмом, сначала дочь, потом сын. Мужчина не скрывает: тяжело семье тянуть все реабилитационные программы. Даже в столицу семья переехала, потому что именно там больше возможностей для коррекции, больше центров. Очень подкупает его фраза: "Приезжаю с рабочей вахты и заступаю на другую - семейную. Даю возможность отдохнуть супруге".
Мамы и папы, не тушуясь, говорят о главном: что будет с моим ребенком после совершеннолетия; когда меня не станет, найдет ли он работу, сможет ли создать семью?
Приход на тренировку ребят из Центра оказания специальных социальных услуг дается нелегко - дважды в неделю они преодолевают 100 километров, чтобы приехать в Астану из поселка Жолымбет. Дети, от которых отказались родители, обретают мечту добиться успехов в спорте. Например, как у Дастана ОРДАБАЯ. Мальчик за один год завоевал для страны призовые места на мировых паравелогонках сначала в Австралии, а затем дважды во Франции. Он тоже герой фильма Бейсекеева.

Тренер Кайрат ХАЛДЫБЕК признается, что для него все это тоже очень личная история. Не так давно он потерял сестру, у которой были особенности развития. Работа с этими детьми видится ему чем-то большим, чем просто тренерская нагрузка. Тренеры признают, что завершили свою карьеру в спорте и ушли в тренировки особенных детей не случайно. Считают, что тренер - это еще и проводник.
- Когда ребенок впервые удерживает равновесие на велосипеде, это не только про физику. Это про внутреннюю уверенность, - объяснил Халдыбек.
Фильм, к слову, очень затягивающий, снят в авторской манере Бейсекеева - с вниманием к деталям, историям, важным вопросам. Здесь режиссер намеренно отказывается дистанцироваться в стороннего наблюдателя, он максимально погружен в общение с родителями особенных спортсменов, с самими ребятами. Канат признается: после съемок связь с его героями не прервалась, он переписывается с ребятами, которые с нетерпением ждали премьеры и даже создали аккаунты в соцсетях, чтобы прочесть все комментарии, найти новых друзей. Они готовы к социализации. А готово ли общество?
- Я хотел снять фильм, который поможет бояться разговора об аутизме. Чтобы за диагнозом было видно живых людей, - говорит Канат Бейсекеев.
Юлия ЗЕНГ, Алматы

Юлия ЗЕНГ