Бауырсаки везде вкусные
Как живут люди в самом казахском районе Российской Федерации
Село Алтынжар, что в Володарском районе Астраханской области, известно тем, что здесь похоронен великий кюйши Курмангазы САГЫРБАЕВ. Около 80 процентов проживающих тут - казахи. В Алтынжаре побывала наш корреспондент.
В Астраханской области доля казахов стабильно растет. Как рассказала заместитель председателя общества казахов Астраханской области "Жолдастык" Алия ГУМАРОВА, только в Володарском районе сейчас казахов 71,3 процента от указавших национальность жителей. Есть еще несколько районов области, где компактно проживают казахи, это Камызякский и Красноярский. Во всех них существуют школы, где изучают казахский язык.
Как объясняет историк и этнограф Андрей СЫЗРАНОВ, основная волна казахов прибыла в астраханские степи на рубеже XVIII и XIX веков под руководством Букея, сына хана Младшего жуза Нуралы, который основал Букеевскую Орду - казахское ханство в составе Российской империи. Наследники Букеевской Орды по-прежнему живут в этих краях.

Хотя есть и новые переселенцы. Например, Алию Гумарову, уроженку Махамбетского района Атырауской области, после окончания Гурьевского пединститута (ныне Атырауский университет им. Досмухамедова) пригласили как молодого специалиста на работу в Астраханское педучилище. И вот уже более 30 лет она обучает казахских детей и молодежь Астрахани родному языку, культуре.
- Приехала преподавать казахский и литературу, поначалу совмещала с работой редактором на радио "Атамекен", в газете "Ак-арна", - вспоминает Алия. - Вышла здесь замуж.
Ее супруг - коренной житель Астраханской области, родом из Наримановского района, тоже казах. Семья известная: помимо мамы-активистки дети тоже радуют - несколько лет назад дочь Алина стала первой вице-мисс конкурса красоты, моды и таланта World Beauty. Алина - член молодежного крыла "Жолдастык".
Перед поездкой в Алтынжар Алия Елеусиновна пригласила к себе в гости, нажарила бауырсаков, заварила чай по-казахски. Астраханские бауырсаки отличаются от казахских только, может, подачей: к примеру, в Атырау часто к ним предлагают сметану с талканом. Астраханцы же бауырсаки подавали с... арбузами!

За чашкой чая Гумарова рассказала, что "Жолдастык" активно сотрудничает с администрацией Астраханской области, с посольством Казахстана в России.
- Я часто бываю в Атырау, связь тесно держу. Привожу из Атырау в Астрахань казахские национальные костюмы, инструменты. Сами составляем программу по изучению казахского, и он преподается на факультативных занятиях в школе. А также изучается в Астраханском государственном техническом университете. Есть специальный кабинет, музей, чтобы познавать традиции, культуру Казахстана. Помогают в этом плане и в генконсульстве Казахстана в Астрахани.
К слову, в этом году "Жолдастыку" уже 35 лет. И 20 лет - региональному культурному центру им. Курмангазы Сагырбаева. Центр открыли при тогдашнем председателе общества казахов Никите ИСКАКОВЕ. Именно в село Алтынжар приезжают казахи, представители других национальностей, чтобы побывать на месте захоронения кюйши и посетить музей Курмангазы.

Величественный мавзолей талантливого композитора в селе Алтынжар был построен в 1996 году. Заказчиком строительства выступило Министерство культуры Казахстана. Яркое продолжение темы Курмангазы - в одноименном музее.
- Курмангазы Сагырбаева еще при жизни называли жаворонком степей. На протяжении десятилетий люди хранили кюи в своей памяти, передавая их из поколения в поколение. Лишь в 1931 году они были опубликованы в сборнике "500 казахских песен и кюев". А спустя еще 30 лет издали отдельный сборник сочинений композитора, - отметила заведующая филиалом астраханского музея-заповедника - музея Курмангазы Ания МАХАБАЕВА.
Главная реликвия музея - домбра Курмангазы.
Но центр Курмангазы не только для приезжих туристов. По словам заместителя главы Володарского района Тимура ДЖУМАРТОВА, все казахские национальные праздники - Наурыз, Курбан-байрам и прочие - массово отмечают здесь.

На обратном пути, когда мы зашли в кафе перекусить, там в одном из залов обычная астраханская казахская семья проводила бесик той. И так интересно было слышать, как ведущий праздника громогласно объяснял на русском языке этот прекрасный старинный обряд...
- Алия апа, рахмет сизге за дастархан, за экскурсию в Алтынжар! - сказала я на прощание.
- Подожди, скажи-ка еще раз! Сейчас позову сыновей, пусть послушают казахскую речь, - улыбнулась зампред "Жолдастыка".
Надежда ШУМИЛИНА, Атырау

Надежда ШУМИЛИНА