Дорогое удовольствие
Когда мы наконец увидим наши казахстанские мультфильмы, качественные и полнометражные? Вроде бы уже создано специальное подразделение “Казаханимация” и кинотеатры не пустуют. Где обещанный прорыв?
Мы решили задать все эти вопросы напрямую исполнительному продюсеру отдела “Казаханимация” Айбике РАХИМЖАНОВОЙ. А заодно посмотреть, что происходит в студиях и учебных классах “Казаханимации”. Там было оживленно, только что закончился мастер-класс с педагогом из Франции, обучение - одна из функций отдела. Но оптимистичных прогнозов мы не услышали. Удовольствие дорогое, законы несовершенны. Есть специалисты, есть оборудование, но работа идет лишь часть года, и производится неформат… Это если кратко.
- Ситуация не изменится до тех пор, пока мы не начнем относиться с уважением к отрасли и с пониманием всех правил производства, утверждает Айбике. - Пока же мы существуем при киностудии “Казахфильм”, на нас распространяются все правила производства игрового кино. Многие говорят, что тратятся деньги, а результата нет. За три года потратили на нас 1,9 млрд, из них четверть вернулась в казну в виде налогов. Мы создали больше 200 рабочих мест, но работают люди по полгода из-за проектной схемы.
- Кто вам мешает? Где ваша продукция?
- По закону мы не имеем права создавать полнометражные мультфильмы и сериалы. Мы производим только пилотные проекты и передаем права на них “Казахфильму”. То есть не можем, да и не имеем средств, чтобы заниматься их прокатом, продвижением, размещением на стриминговых площадках. И если честно, это неформат. Для проката нужен полный метр, для аудитории - сериалы. В этом году мы ухитрились и все 13 проектов объединили общим героем, и получился сериал.
Но самая большая проблема в том, что мы работаем по полгода. Вот сейчас 31 декабря закончится наш контракт, и снова начнется утверждение следующих работ, поездки в Астану. В 2022 году мы запустились в августе, в 2023-м - в мае, в этом году - в июле. Вот и получается, что штучные специалисты работают по полгода, оборудование простаивает.
- Почему вы не можете всей командой привлечь деньги со стороны?
- Никто на это не подпишется. Анимация стоит раз в 10 дороже, чем обычное кино, производится дольше, и гарантий, что инвестиции окупятся, нет. Слишком небольшой в этом деле опыт. Кто пойдет на такие условия? Это дорогое удовольствие. Например, “Алтын адам”, который должен выйти в прокат, создавался четыре года! Телеканалам тоже проще создавать незамысловатые сериалы. Понятно, что анимация - роскошь для государства, производить свои мультфильмы может только передовое государство. Это не про коммерцию, это про воспитание детей и собственную идеологию.
- Как можно решить эту проблему?
- Закон о кино создан в 2019 году, он несовершенен, и его надо менять. Дать возможность делать разную анимацию, выходить на стриминговые площадки, тратить деньги на прокат и продвижение. И, главное, отделить “Казаханимацию” от студии “Казахфильм”. Пока мы будем под их крылом, ничего не изменится, при всем уважении к нашему карашаныраку.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы