738

Оживление мёртвого жанра

Пять казахстанских художников поиграли в натюрморт. Результат удивил зрителей.

Оживление мёртвого жанра

Выставка “Большое в малом” в галерее öner Corner открылась без шумихи и в период летнего затишья похожа на глоток свежей воды. Отобранным по конкурсу художникам дали возможность творить на заданную тему. В центре внимания был натюрморт. И оказалось, что он не такой уж мертвый. Девушки - а так получилось, что участницы выставки именно женщины - выжали из него новые смыслы.

Натюрморт переводится как “мертвая натура” и отображает что-то съедобное. Отсюда и все смыслы. Например, у известного иллюстратора и автора Ассоль САС натура мертва основательно. Это как иллюстрации к ужастикам и страшилкам. Для нее еда еще и жертвоприношение - животного, человека и самопожерт­вование. Сплошная черно-белая философия.

У Луизы ДЖАПКАЕВОЙ натюрморт может оказаться горой одноразовых стаканчиков и посуды. Тут и отсыл к проблеме общества потребления, и эстетика этого самого общества.

Завораживает керамика непрофессиональной художницы Шефы НАДУРАЛИЕВОЙ. Ее главный объект - большая фасолина, на которую нанесен узор традиционного кавказского ковра. Тут просматривается целая история.

- Я лезгинка по национальности, - рассказывает она. - Моя семья в поисках лучшей жизни переехала в Казахстан, в Экибастуз. С собой брали немного вещей и ковер - практически единственный предмет материальной культуры моего народа. Его ткали восемь сестер как приданое. Этот ковер единственное, что напоминает мне о моих корнях. А фасоль… В 90-е годы нашей семье, как и многим другим, было непросто выживать. Спасал большой дачный участок, на котором выращивали картошку на продажу и фасоль для себя. Ее семена передавали нам зачастую родственники с Кавказа, поэтому для меня это тоже мои корни, связь с землей предков. Все эти смыслы хорошо стыковались друг с другом и постепенно оформились в керамические объекты.

Шефа по образованию филолог, всегда любила делать что-то своими руками. Больше всего ее привлекает керамика, но до сих пор это было скорее хобби и небольшой заработок на ремесленных поделках. Резиденция впервые позволила сосредоточиться именно на художественных смыслах. Теперь Шефа думает, что стоит дальше работать в этом направлении.

- Мы поэтому так и назвали эту выставку - “Большое в малом”, - продолжает Шефа. - Хотели через какие-то бытовые предметы, детали изменить сам подход к жанру натюрморта, наполнить его своей философией, дать новое дыхание.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть