Без имени и зодчества
Столичные власти уже несколько лет не могут или не хотят принять в дар памятник, возведенный энтузиастами в честь казахстанских строителей.
В 2015 году у президента Союза строителей столицы “Байтерек” Жамбыла МЕЛДЕБАЯ возникла идея установить в Астане памятник строителям и архитекторам. Такого нет нигде в мире! И где же ему еще было появиться, как не в бурно развивающейся Астане?
В тогдашнем Министерстве культуры замысел одобрили. Дело оставалось за малым - на свои и спонсорские деньги нужно было приобрести землю под монумент. Однако сменилось несколько акимов столицы, прежде чем это стало возможным. И только в 2019 году Мелдебаю разрешили взять в аренду участок на окраине города.
Фактически это было болото, но человека, посвятившего жизнь преображению пространства, данный факт не остановил. Болото осушили, выровняли, и через год на том месте появился основательный памятник со стелой и стенами-крыльями, на которых указаны имена самых известных зодчих нашей республики.
- Несмотря на бушевавшую тогда пандемию коронавируса, к нашему профессиональному празднику памятник был сдан в эксплуатацию, - рассказывает аксакал. - Рядом мы планировали построить или музей, или клуб строителей, тоже на свои деньги. Но территории осталось только 60 на 35 метров, этого очень мало. Нужно было еще 0,2 гектара. Я написал письмо акиму, тогда это был Алтай КУЛЬГИНОВ. Он сказал: решим вопрос. Но снова акимы поменялись, а все оставалось по-прежнему. Три-четыре инвестора были готовы финансировать строительство. Мы сделали проект, получили все разрешения, техусловия, а при этом рядом находился пустой участок на 0,6 гектара. Так вот, этот участок три раза на тендер выставляли. За 550 тысяч долларов! В Майами таких цен нет!
На четвертый раз, по словам Мелдебая, этот участок за 250 тысяч долларов приобрела фирма из Атырау. Говорят, там хотят построить ночной клуб. На музее строителей можно поставить крест. Но это еще не вся проблема.
Все четыре года “Байтерек” обслуживает монумент за свой счет. Город, изначально вроде бы одобривший его появление, сегодня не проявляет к памятнику никакого интереса. Строители готовы передать его столице (заметим, для этого они и трудились), но чем дальше, тем больше это сооружение в буквальном смысле уходит в небытие, снова превращаясь в пустырь. Площадь перед монументом зарастает бурьяном, камера видеонаблюдения и прожектор над ней украдены и даже ограждение повалено каким-то нерадивым водителем.
- Прошлой осенью я написал заявление о продлении аренды этого участка и через девять месяцев получил отказ. Акимат мотивировал его неосвоением участка! - возмущается Мелдебай. - Как это понимать?! Все же видели, что там болото было. Проект есть, экспертизы есть. Я обратился в городскую прокуратуру, но оттуда ни ответа ни привета. Департамент госслужбы признал мою правоту и предложил нам с акиматом оформить примирение. Акимат не согласился. Теперь будет суд. Ребята, ну нигде в мире нет такого памятника, мы вам бесплатно готовы его отдать, он уже стоит, там стела 33 метра высотой!
А в музее, сокрушается строитель, планировалось разместить 137 экспонатов, включая разнообразную технику. Это должно было привлекать молодежь в профессию, такую нужную Казахстану.
- А ведь в Астане десятки неосвоенных земельных участков и незаконно возведенных объектов, принадлежащих депутатам и всяким бывшим министрам, - говорит Мелдебай. - Мне ничего не надо, я пенсионер, вы просто причину скажите, почему с 2020 года городская администрация нас игнорирует. Объясните, почему нам аренду не продлевают. Я за последние 8-9 месяцев больше 20 писем акиму написал. Ответ один и тот же: рассматривается, решается…
Неизвестно также, как столичная администрация поступит с монументом, если аренда участка так и не будет продлена. Неужели его снесут?
Ветераны строительной отрасли, чьи имена были увековечены на каменных крыльях монумента, подготовили обращение на имя президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, в котором выражают свое возмущение сложившейся ситуацией. Но надеются, что все решится без вмешательства главы государства.
- Всевышний создал Землю, а все остальное сделали строители, - говорит напоследок Жамбыл Мелдебай.
Не хотелось бы продолжать эту пословицу фразой “…а чиновники разрушили”.
Владислав ШПАКОВ, фото из архива Жамбыла МЕЛДЕБАЯ, Астана