2142

Бизнес с пользой для всех…

Каникулы для учителя Асель ЖИЛКИБАЕВОЙ на протяжении всех 23 лет, что проработала в школе, были каторгой. Ну не могла она неделями сидеть без дела. Вот и работала каждое лето то в типографии, то риелтором, каждый сезон осваивала новую профессию. Интересно ей пробовать себя в новом. А потом ее энергии стало тесно в стенах школы - ушла в предпринимательство. И не простое, а социальное. Она открыла в Алматинской области центр, где деток обучают современным навыкам, а взрослым помогают трудо­устроиться или стрельнуть со своим стартапом.

Бизнес с пользой для всех…

В первом кабинете центра - гул детских голосов. Одни кистью и красками над листами колдуют, другие огромные букеты цветов из фоамирана собирают, третьи из бисера сказочных животных плетут.

- У нас много творческих кружков: от ИЗО до бисероплетения, флористики, лепки. Кстати, мы учим не только рисовать и мастерить, но и монетизировать свои умения. Почти каж­дое воскресенье устраиваем ярмарки с работами ребят. Туда приходят и родственники детей, и жители Каскелена, покупают их картины. Детям удавалось заработать от 500 до 5000 тенге. Часто они потом приходят, говорят: “Хочу еще рисовать, дядя заказал мне еще одну картину”. Хобби может приносить деньги, главное - быть активными, - улыбается директор образовательного центра “Зияткер” Асель Жилкибаева.

Постоянный внутренний движняк, полезная неусидчивость были в ней всегда, даже в отпуске работала.

- Как-то я с сестрой на летних каникулах устроилась в алматинский семейный центр, там и продленка для детей, и летний лагерь были. И увидела, насколько это выгодное дело, загорелась идеей открыть такой же бизнес, - вспоминает она.

Правда, сначала запустили типографию в Каскелене, под нее большие площади не нужны. А вот когда раскрутились, сколотили капитал, то смогли открыть свой центр: продленку, подготовку к школе, первые обучающие курсы. В 2021 году стали участниками программы ArtSport. Количество бесплатных кружков и секций выросло до 10, а детей, посещающих центр, - 700. Помимо творческих, спортивных, языковых кружков тут есть мини-садик, курсы раннего развития деток. Для них же и арт-терапия, и психолог. Кстати, очень часто ребят приводят сюда, чтобы они избавились от цифрового аутизма. Это когда так сильно подсаживаются на смартфон и соцсети, что без них - истерика, натуральная зависимость. На то, чтобы вытащить ребенка из виртуального мира, говорит Асель Амангельдиевна, уходит месяца три. Трудно, но они справляются.

Для взрослых здесь авто­школа, курсы логопедов и дефектологов, бухгалтеров. Оборудовали и обучающий швейный цех.

- Среди учениц на швейных курсах - три дамы-пенсионерки. Учатся для себя, но планируют в будущем шить на дому. Еще это помогает развивать моторику рук, в таком возрасте полезно, - считает директор центра.

Полно здесь и многодетных мамочек. Для них цена за обучение символическая. Гулжайна АНУАР окончила эти курсы не так давно. Игла да нитка помог­ли пережить ей сложный период в жизни. Муж тогда тяжело перенес коронавирус, даже в коме был. Очнулся, а потом в течение года восстанавливался дома. Надо было и за ним ухаживать, и четверых детишек кормить да одевать.

- Я вот научилась шить сначала курак-корпе, а потом и всякие панамки-шляпки, школьные пеналы. Сейчас отшиваю на заказ кыз-жасау - приданое невесты. Там и покрывала, и подушки, и корпе. Один набор от 300 до 500 тысяч тенге. А еще я хочу принять участие в программе “Бастау Бизнес”, выиграть грант, купить машинки и открыть курсы для детей по шитью, - делится планами Гулжайна.

Кстати, с презентацией своей идеи, подготовкой бизнес-плана, подачей заявки и Гулжайне, и всем желающим стартаперам бесплатно помогают в клубе предпринимателей при цент­ре “Зияткер”. Недавно сюда при­ехал и начинающий бизнесмен Талгат ИГИЛИКОВ на модернизированной им инвалидной коляске. Как-то увидел он, что для них есть специальные приставки с рулем. Подсоединил устройство, и стало средство передвижения элект­рическим. Едешь без усилий, набираешь, сбрасываешь скорость, тормозишь. Может заменить даже инватакси.

- Приставки, что заказывают обычно из Китая, не совсем подходят к раме наших колясок. Поэтому мы их модернизируем, меняем батарею, разбираем мотор, делаем его мощнее. И в итоге с обновленными приставками можно набирать скорость до 20 км/ч и долго ездить без подзарядки. Такие усовершенствованные модели на рынке стоят больше миллиона тенге, у нас же - 250 тысяч. Надеюсь взять грант и начать сборку своих приставок, - мечтает Талгат.

Помимо этого, подсказывает Асель Жилкибаева, Талгат скоро сможет получать финансовые бонусы от государства как социальный предприниматель: налоговые послабления, льготную аренду помещений, гранты до 5 миллионов тенге, кредиты на развитие бизнеса по сниженной процентной ставке.

- Я, как социальный предприниматель, ратую за развитие этого направления у нас в области. Объясняю: чтобы получить все эти преференции, нужно подавать заявку на включение вас в реестр социальных предпринимателей. Кто к ним относится? Те бизнесмены, кто трудоустраивает людей из категории СУСН, потом те, кто помогает с реализацией их продукции. Например, многодетная мама шьет, а ей помогают со сбытом. Третья категория - это оказание медико-реабилитационных услуг, четвертая - это развитие медицинских, образовательных центров, - перечисляет собеседница.

И такие проекты в Алматинской области есть. В реестре пока 26 таких предпринимателей. Их, уверена Асель Амангельдиевна, станет больше. По своему опыту знает: открывать дело, которое приносит не только доход, но и пользу другим, невероятно приятно.

Елена БАХАРЕВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматинская область

Поделиться
Класснуть