9633

Они могут стать нашим брендом

Месяц назад в Казахстан привезли семь лошадей Пржевальского из зоопарков Праги и Берлина, чтобы выпустить их на волю в наших степях. Как идёт проект и зачем нам это нужно?

Они могут стать нашим брендом
Первые минуты на свободе после долгого перелета.

Исконное место обитания лошадей Пржевальского - Казах­стан, Монголия, Китай, территории, прилегающие к Уралу. Из природы они исчезли в 60-х годах прошлого века, а из наших степей и вовсе больше ста лет назад. Остались дикие лошади только в зоопарках - привыкли к комфорту и почти перестали бояться людей. Это и хорошо (сохранили - уже плюс!), и плохо - чем дальше, тем сложнее восстановить их вольное поголовье.

- Мы говорим о животном, выросшем в тепличных условиях. И вот оно попадает в природу - какой стресс для иммунной и нервной системы! Никогда не знаешь, как лошадь адаптируется к новым реалиям, - проводит ликбез научный сотрудник лаборатории био­ценологии и охотоведения Института зоологии Анна ХАМЧУКОВА. - Да, ученые изучают территорию, на которую их выпустят, но не все и не всегда можно предусмотреть. Больше 20 лет назад в Казах­стан уже привозили диких лошадей из Германии. За несколько лет в национальный парк “Алтын-Эмель” в Алматинской области выпустили 14 непарнокопытных. Через какое-то время начался падеж: животные гибли из-за болезней, которые переносят клещи, обитающие в тех краях. Сейчас в нацпарке осталось пять лошадей, но больше их точно не станет. Они уже старички и не размножаются.

Анна Хамчукова возле самолета, на котором животных привезли из Чехии.

Хамчукова рассказывает, что в этот раз рассматривали несколько адресов для великого переселения и нацпарк “Алтын-Эмель” снова оказался в спис­ке. Анна вместе с коллегами из Европы объездила эти места вдоль и поперек, но чехам территория не понравилась. Здесь много туристов, скудная кормовая база, а главное, поселки - они расположены близко, это всегда проблема. Предлагали долину реки Шелек в национальном парке “Көлсай көлдерi” - опять не то.

- Прошлой осенью мы приезжали в государственный природный резерват “Алтын Дала” в Костанайской области. Живописнейшая долина, туристов нет, скот далеко, еды и воды предостаточно - вот здесь чехам очень понравилось, - вспоминает Анна. - Большой плюс - инфраструктура: на территории работает центр реинтродукции диких копытных животных Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия. Здесь содержали куланов, которых потом выпустили в природу.

Опыт и специалисты - это хорошо, но минусы есть и здесь. Ученые говорят: никто не отменяет риска ветеринарных заболеваний. И главное, если сравнивать “Алтын Дала” с тем же парком “Алтын-Эмель”, он плохо охраняется. Территория больше - порядка 7000 гектаров, нескольким сотрудникам резервата сложно ее контролировать. Пока лошади стоят в вольерах, все спокойны, но потом, когда их выпустят на волю, могут возникнуть проблемы с теми же браконь­ерами. Животные занесены в Красную книгу - законодательно страна их защищает, осталось сделать это на практике.

- Я замучила чехов расспросами: как вы будете везти лошадей? Путь неблизкий, жара. Они едут стоя (как вы знаете, ложиться им ни в коем случае нельзя - особенности биологии) в индивидуальных ящиках, - говорим с Анной про самый эмоциональный момент во всей этой истории. - Изначально из Праги хотели доставить двух жеребцов и столько же кобыл, но, к сожалению, с одним из самцов произошла проблема на погрузке. Он не совсем адекватно отреагировал на наркоз, повел себя агрессивно. Решили не рисковать и оставили его в Чехии. Мы об этом узнали, когда лошадей выгружали в Казахстане.

Везли их на военном самолете из Праги, в Стамбуле приземлялись на дозаправку, потом была еще одна остановка в Баку, оттуда - в Костанайскую область. Все серьезно: международные соглашения, специальный воздушный коридор, военные летчики. Осенью чешские пилоты прилетали в Казахстан, чтобы выбрать аэродром, на котором будет удобнее приземлиться.

- Мы видели, как лошадей выгружают из самолета. Дальше еще 500 километров на грузовиках до вольеров в нацпарке. Получается, что путь из Чехии до резервата “Алтын Дала” занял почти двое суток, - продолжает свой рассказ Хамчукова. - Честно признаюсь, очень волновалась: как лошади перенесли изматывающую дорогу? Когда их спускали с грузовиков на землю, молила: “Боже, хоть бы они вышли!” Мы их увидели: у-у-ух, все хорошо. Они на своих ногах, радуются, пасутся. Выдохнули. Это потрясающие эмоции! Серд­це замирало, и руки тряслись. На следующий день я несколько часов наблюдала за лошадьми в бинокль: убедилась, с ними все хорошо.

Сотрудники берлинского зоопарка выпускают лошадей из транспортировочных ящиков.

Сейчас в резервате “Алтын Дала” живут один жеребец и шесть кобыл: три из Пражского зоопарка, остальные “немцы”, они добирались в Казахстан из Берлина и заселились в резерват на следующий день после чешских собратьев. Пока они стоят в отдельных вольерах: все-таки две разные семьи, у каждой свои особенности. Сначала надо привыкнуть к месту - потом объединяться.

- Одного жеребца из Чехии не привезли. Это проблема?

- Нет, лошади Пржевальского - гаремные животные. Шесть кобылиц и один жеребец - стандартная семья. В этом смысле все нормально. Хорошо бы уже в следующем году получить от них первое потомство.

Пока лошади под контролем ученых. Вольеры большие, но устроены они так, что полностью просматриваются в бинокль с нескольких точек. Ученые предполагают, что здесь лошади проживут до следующей весны. Пока все идет хорошо: животные адаптируются к климату, активны и здоровы. Зимой будут смот­реть, как они добывают пищу и переносят холод - в Европе все-таки теплее, чем у нас.

Но даже когда диких коней выпустят на волю, все равно продолжат за ними следить. На жеребца (он вожак - табун всегда следует за ним) наденут GPS-ошейник. Это защита, от браконьеров в том числе.

- Сколько лошадей нужно, чтобы восстановить популяцию на нашей территории?

- Чехи обещают в несколько этапов привезти в Казахстан до 40 лошадей Пржевальского. Это хорошая, устойчивая группировка. Даже если появятся какие-то проблемы, останется шанс сохранить поголовье.

- Многие не понимают, зачем нам вообще нужны лошади Пржевальского?

- Это национальное достояние Казахстана. Они могут стать нашим брендом. У нас получилось восстановить популяцию сайги - об этом говорит весь мир. Почему не повторить опыт с лошадью Пржевальского? Она исконно жила на нашей территории.

Мир каждый год теряет огромное количество видов животных. Это шанс восстановить в природе хотя бы один! Нельзя сохранить диких лошадей только в условиях зоопарков - там они постепенно вырождаются. Вид уже достиг точки невозврата. Это понимают ученые и сотрудники зоопарков. В том числе поэтому европейцы бесплатно привозят в Казахстан лошадей.

Как сказал чешский коллега, апогей работы ученого - наблюдать, как вид, который он сохранил в неволе, возвращается в природу. А лошадям Пржевальского в отличие от многих других животных, которые живут только в зоопарках, есть куда вернуться. Их среда обитания, к счастью, сохранилась.

Весь мир сейчас смотрит на нас и ждет, получится ли у Казахстана восстановить лошадь Пржевальского. Это большой плюс (о нашей стране говорят!), но и ответственность огромная.

Оксана АКУЛОВА, фото предоставлены Анной ХАМЧУКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть