Дотянуться до небес
На расположенной близ столицы авиабазе Национальной гвардии Министерства внутренних дел бойцы не только несут рутинную службу, но и ставят рекорды.
База эта находится по соседству с аэропортом Астаны, и каждую минуту над ней ревут гражданские лайнеры. Отсюда кажется, что все они уносят людей отдыхать куда-то на юг, тогда как здесь, под бескрайним казахстанским небом, остаются только соотечественники в военной форме. Отчасти так оно и есть - служащие тут гвардейцы стерегут всю страну.
- Наша часть была образована в 1992 году в Алматинской области как отдельное звено при МВД, - рассказывает заместитель командира авиационной эскадрильи по воспитательной и социально-правовой работе Талгат БУЛАНОВ.
- А в 2017 году, уже в качестве авиационной эскадрильи, ее перевели в Астану, в центр республики, для наиболее быстрого реагирования. В эту новую базу мы “вселились” буквально несколько месяцев назад - в декабре прошлого года. Тут у нас три типа воздушных судов: Ан-74, Ан-26 и новые самолеты китайского производства Y-8, это наши флагманы в грузоперевозке, они могут транспортировать до 20 тонн!
По его словам, во время паводков практически всю иностранную гуманитарную помощь именно эти машины доставляли в распределительные центры в Алматы и Шымкенте, а оттуда по пострадавшим регионам.
Хотя самолеты эти находятся в ведении МВД, для выполнения государственных задач они могут привлекаться к работе и по заявкам других ведомств. Причем задачи эти могут выходить за границы нашей республики в прямом смысле слова. Например, этими бортами доставляли казахстанскую помощь после разрушительных землетрясений в Турции и Сирии, а также в Афганистан.
Есть на базе и вертолеты Ми-17. Они без дела тоже не стоят. Рассказывают, что одна из здешних винтокрылых машин минувшей весной спасла около 800 человек, причем многих приходилось вытаскивать с затопленных участков на канате.
Служащие на базе рассказывают о своих воздушных судах много, подробно и с любовью. Правда, в ответ на тот или иной вопрос всегда может прозвучать решительное: “А вот это уже секрет!” Причем это точно не шутка.
Всю серьезность той службы, что несут подразделения МВД, как бы символизирует подполковник Бауыржан КАМАЛИЕВ. Четырехкратный рекордсмен мира по силовому экстриму, за последние пару лет он вытянул на 10 метров по рельсам два железнодорожных локомотива, сдвинул с места 42-тонный самолет Airbus, протащил на тросе 10 внедорожников и, наконец, 15 метров тянул за собой боевой вертолет. В этот раз он приехал на авиабазу ради самолета Ан-74 весом больше 32 тонн.
В ответ на вопрос, не мелковата ли цель после Airbus, он объяснил:
- Это советский самолет, у них совсем другие центры тяжести. Это примерно та же разница, как когда “жигули” тянешь или “тойоту камри”, если вы понимаете, о чем я. Где ходовая лучше, ту машину и тянуть проще. Но вообще, скажу вам честно, все самолеты тяжелые.
Призер мира по пауэрлифтингу выжимает в приседе 240 килограммов, столько же в становой тяге и 200 килограммов - в жиме лежа. Но в данном случае, признается он, нужно выходить за предел своих возможностей. Если на соревнованиях полицейский-богатырь показывает продуктивность 100 процентов, то тут ему придется выдать все 200. И тянуть 32 тонны при собственном весе в 100 килограммов.
Силовой экстрим можно было бы назвать главным экстримом в его жизни, однако и работа у Камалиева далеко не расслабляющая. Он старший оперуполномоченный по особо важным делам военно-следственного департамента МВД. А заняться спортом его подвигла… национальная идея.
- Отец мой работал в уголовном розыске, и мне хотелось, чтобы и мой сын с меня брал пример, - говорит он. - Хотелось быть суперменом. Но не буду же я в костюме Бэтмена стоять в красивой позе! Надо делать что-то такое, что других людей подвигает работать над собой, что вызывает гордость за свою страну!
А делает он такое, что смотреть жутко. Зацепив за специальный жилет трос, на другом конце которого грузовой самолет, Бауыржан Камалиев тянет за собой эту махину, хватаясь за стальную лестницу, закрепленную на земле. Жилы вздуваются на его руках, он рычит, самолет трогается с места, как вдруг…
- Стой! Стой! - окликает кто-то из коллег. - Колеса подкачать надо.
Силач как ни в чем не бывало поднимается и ждет, когда Ан приведут в порядок. Затем, со второй попытки, тянет его безжалостно.
Как потом оказывается, тянуть было необязательно - достаточно было сдвинуть с места. Представитель Казахстанской книги рекордов зафиксировал это достижение, которое Камалиев посвятил Дню полиции.
- Я как-то и не планировал этого, - признался он, отдышавшись. - Но руководство вчера вечером позвонило: “Потянешь?” Я говорю: “Потяну!” Тут кто-то спрашивал, как я тренируюсь, так вот я каждый день тренируюсь, потому что завтра Родина скажет, что надо послужить там-то, и я должен быть к этому готов, должен все время быть натянутой струной. Специфика работы нашей такая.
Владислав ШПАКОВ, фото автора, Астана