1137

Нежные пальцы

Художница Майя КОЛОСОВА доводит до слез коренных алматинцев и порой немножко нарушает закон. Все для благой цели.

Нежные пальцы

Хрупкая женщина рисует здания старого города и нашла для этого уникальный почерк и философию. Эти прос­тые архитектурные зарисовки настолько откликаются алматинцам, что горожане частенько смахивают ностальгическую слезу. А вообще Майя очень добрый и нежный человек, она по образованию дизайнер интерьеров, изучала архитектуру, но так и не смогла работать на стройплощадке, в грубом мире прорабов и непечатных выражений.

Что уникального в ее работах? Это очень узнаваемые портреты старых и знаковых зданий Алматы. Иногда кажется, что обобщенные, но за каждой работой конкретный адрес и история того или иного строения. С особой любовью выписана графическая вязь деталей: ограж­дения, лепнина, окошки причудливой формы. И обязательно присутствует дух города в виде женской головы и изящных рук, которые нежно поддерживают домик. Кстати, весь ближайший месяц картины можно увидеть в культурном пространстве Дома на Барибаева.

Кажется, что это акварель, но на самом деле рисунок цифровой, просто точно стилизован. Главное здесь графичность и настроение. Как бизнесмен Майя решила, что рисунки должны быть доступны всем желающим, а не только ценителям искусства, поэтому серию сделала еще и в виде открыток и постеров. А как творческий человек подошла к работе очень дотошно. Никаких “я так вижу” - только старые фото, архивные документы и собственные поиски зданий, трогающих за душу.

- Самая сложная история была со старым ТЮЗом, который давно снесли, - рассказывает Майя. - Я считаю этот рисунок жемчужиной серии. Делала все по фотографиям, которые было сложно найти. Пришлось обратиться ко всем краеведам, архивариусам города. Зато я поняла, что облик здания постепенно менялся, например, вначале на фронтоне был изоб­ражен Сталин с девочкой. Плохо не только то, что исчезают знаковые здания города, а то, что мы потом не можем найти их изображения, понять, как они выглядели. Да что там исчезнувшие - некоторые уникальные домики сейчас находятся за глухими заборами! Вот тот, в котором было турецкое посольство, я фотографировала, фактически нарушая закон. Оно все было закрыто огромным забором, и я просунула телефон в щелку, чтобы сделать снимок. При этом очень боялась, что меня задержат и заставят объяс­нять, что я делаю… Или то здание, в котором было посольство Америки. Сейчас его сдают в аренду маркетинговому агентству, но остался глухой забор, и невероятную красоту горожане не могут увидеть.

Вообще-то Майя долгое время занималась иллюстрированием детских книг, сотрудничала с известным издательством, а полгода назад вдруг поняла, что ей нужна собственная творческая отдушина. Сначала для дизайна кафе появился рисунок, где через черты города проступало женское лицо, а потом сложилась концепция: именно женщины сберегают память, охраняют сакральные места и вообще приносят умиротворение. Натуру долго искать не приходилось, дома сами решали, что их надо рисовать. Иногда попадались на пути и заставляли остановиться. Выскочить из машины и срочно сделать серию фотографий. Иногда их призраки буквально витали в воздухе.

- Особенно жалко исчезнувшие здания. Тот же дом Союза архитекторов, который был в списке особо охраняемых, а потом исчез из него. Самое обидное, что попадать в этот список и исчезать здания могут очень легко и незаметно для общественности. Нет никаких слушаний, правовых документов, и зачастую мы имеем дело с уже свершившимся фактом. Я понимаю, что невозможно сохранить все. Я понимаю, что у акимата города много других задач и проще снести домик и на его месте построить новый современный комплекс. Но от этого не легче. Например, один из любимых моими зрителями рисунков - это просто дверь старой обувной лавки, зажатая между двумя кафе, - она находится в центре города, напротив оперного театра. Я нарисовала свет, идущий от нее, чтобы показать теплоту такого места, и этот образ очень хорошо считывается.

Серия, по мнению Майи, довольно законченная - 12 работ, хорошее число, но алматинцы просят продолжать: дома тревожат, так что, скорее всего, придется уступить этому натиску. Возможно, сама душа города хочет так.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть