3968

Когда небо поёт

Тяжелый труд, чувство ритма и колокол, отлитый из накопленных монет… В Алматы проходит фестиваль колокольного звона. Мужчины, женщины, подростки и даже пенсионеры - у каждого участника путь к ремеслу звонаря свой.

Когда небо поёт

В дни фестиваля у горожан есть уникальная возможность не просто услышать самые красивые перезвоны, но и вблизи увидеть, как гудит, разгоняясь, колокол, как управляется человек со всем этим многоголосьем, и даже самим попробовать на несколько минут стать звонарем.

Старт фестивалю был дан в Софийском соборе, старейшем в Алматы. Он был построен в 1895 году, до этого на том же месте тоже стоял храм, но был разрушен землетрясением 1887 года. В дни фестиваля лучших звонарей Алматинской области приняли еще три православных храма Алматы. Это такая давняя традиция - в неделю, следующую за Пасхой, попасть на колокольню может каждый человек. Не удержались и мы - вверх по узенькой лестнице, на каждый шаг ступенька. Общий вес здешних колоколов почти три тонны. Самый тяжелый - 1600 килограммов. И вся колокольня - это музыкальный инструмент, где важно все, даже деревянный пол, стены, балки, на которых подвешены колокола. Кстати, тут, наверху, звук вовсе не оглушает, хотя и работают звонари в наушниках.

Подходит к сложной системе сухонькая старушка - и разливается удивительный звук. Самые тяжелые звучные колокола управляются с помощью педали, выдать средний звук помогает левая рука, а правая отвечает за серебряную трель мелких колокольчиков. Кажется, запомнить все эти движения и гармонизировать их просто нереально. Но оказалось, что Нина ТАРКОВА вовсе даже не звонарь. Просто много лет не пропускает службы, а в праздник пробирается наверх и тренируется.

Следующим место седовласой женщины занимает ее сын Олег. У мужчины ДЦП, к перетяжкам помогает подойти мать. Но как только пальцы коснулись тросиков, делось куда-то их упрямство. Олег смотрит в небо лазурными глазами, улыбается. Ему разрешают звонить служители храма, объясняют, учат. Он уже знает разные техники и виды звона. Возможно, это занятие стало в какой-то мере реабилитацией. Ходит с трудом, а вот на велосипеде ездит уверенно.

- Сын часто падал, травмировался. Нам подсказали: падать нужно умеючи. И мы стали бросать на пол монетки, а он должен был их собрать - физкультура и моторика. Долго учились - собрали почти три килограмма “медяков”. И тут узнаем, что большие колокола в храм привезли, а на маленькие не хватает средств. Мы принесли олеговские накопления - из тех самых тренировочных монеток отлили маленький колокол. Слышите, вот его “голосок”, - рассказывает Нина Ивановна.

Теплым майским днем благостный и нарядный звон слышно далеко - стекаются в церковный двор не только прихожане, но и просто прохожие. Рассаживаются по скамейкам, слушают. Легенд и удивительных историй, связанных с колокольным звоном, не перечесть. Самая распространенная из них о том, что звон колокола исцеляет. У детей становится лучше слух, у взрослых проходит головная боль. Ультразвук микробов убивает. Инфразвук психологическое состояние улучшает. А звонарь так вообще никаким вирусным хворям неподвластен.

Священнослужители терпеливо объясняют: дело тут скорее в образе жизни звонаря. Ведь человек очень много времени проводит на свежем воздухе, есть физические нагрузки - регулярные и очень даже не слабые. И, пожалуй, самое главное - допускают к столь важному делу вовсе не случайных людей, ответственная это работа! Тотальный самоконтроль: никаких вредных привычек вроде курения или возлияний.

21-летний Дмитрий САЕНКО учится на фельдшера. Совсем близко выпускной, и пора определиться - идти в мединститут или устраиваться на скорую. А для души - колокола. В них он звонит с 15 лет. Поднялся на колокольню, и чудо-звон вытеснил занятия вокалом и фортепиано. Но до того как взяться за настоящий колокол, прошел обучение на специальном тренажере, - это металлоконструкция, повторяющая вес “языка”. Набить руку, так сказать.

- Фестиваль не соревнование, - отмечает молодой звонарь. - Это общение увлеченных людей, мы делимся опытом и мастерством, перенимаем разные техники. У нас в храме мы звоним по счету. Когда учились, включали метроном. Это самый ритмичный звон. Но у каждого звонаря свой почерк, музыкальный рисунок. Здесь важно все: и ритм, и характер, и духовная составляющая.

Юлия ЗЕНГ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть