968

Одна рука берёт, другой - стыдно

Спектакль о коррупции вошел в репертуар народного театра “Акши”. Назвали его символично “Қол”. Режиссер постарался обыграть, что две руки человека как два мира внутри него. В одном нужно брать все, что в руки плывет, здесь-сейчас-по-крупному, в другом - что-то где-то глубоко внутри сопротивляется мздоимству и коррупции.

Одна рука берёт, другой - стыдно

Важные вещи вдохновляют драматургов. Писатель Сая КАСЫМБЕК, автор произведения, по которому поставили спектакль, постаралась изобразить метания своего героя. От жажды наживы к внутренней борьбе. Пусть берут все вокруг, все считают это нормой, высмеивают, осуждают тех, кто пытается не испачкать руки. Ее герой Адам (что тоже символично) пытается сохранить нравственные ориентиры.

Режиссер-постановщик, художественный руководитель народного театра Илийского района Жасулан ТУСИПБЕКОВ воплотил это на сцене лаконично. На темном фоне - весы и кожаное кресло. Главный герой, курсируя во время всей постановки от коррупционной невинности до воплощения самого что ни на есть чиновничьего зла и беспредела, делает выбор. Разумеется, неверный. Судьба тут же щелкает его по носу и по другим частям тела, давая понять, что выбрал он неправильно, и теперь вполне заслуженно будет страдать. Такова канва спектакля, в котором нет полутонов (а как иначе, иначе коррупцию не победить).

- Мы старались показать историю со всех сторон. И тот, кто будет принимать решение по совести, не ошибется, - рассказывает артист театра Айдар АСАРБАЙ.

Зрители, а среди них в день премьеры в Доме культуры села Чапаево собралось немало белых воротничков, должны сразу понять, что такое хорошо и что такое плохо. Не зря же рождению этой постановки посодействовала региональная антикоррупционная служба.

- Проблема эта существовала в прошлом, но актуальна и сейчас. В будущем нам непросто будет от нее избавиться. Но работать в этом направлении нужно - показывать молодому поколению, что у каждого человека две руки: одна хочет взять, другая - отдать. Решение принимает каждый для себя сам, - отмечает Жасулан Тусипбеков.

Народный театр - явление интересное. Такие коллективы, в которых профессиональные артисты работают на одной сцене с любителями, есть не только в Алматинской области. Работают они и в Западно-Казахстанской, Жамбылской, Улытауской, Актюбинской, Кызыл­ординской, Восточно-Казахстанской и Абайской областях. И, кстати, театр “Акши” в конце прошлого года получил Гран-при за лучший спектакль на республиканском конкурсе народных театров “Ес-Аймак”. Даже иногда коллектив театра Илийского района просят не принимать участия в подобных смотрах талантов, чтобы дать шанс менее прокачанным и увлеченным коллективам.

Причиной тому - многолетняя, почти в 40 лет, история существования этого театра. На скромных подмостках сельского ДК гармонично и творчески сосуществуют артисты с именем, образованием и простые сельчане, для которых театр - мечта. Сбегают туда от рутины. На сцену выходят уже без волнения.

В то же время держат марку: к выбору материала подходят со всей серьезностью. В карантинный 2020-й, например, осмелились на постановку об Абае Кунанбаеве по роману Мухтара Ауэзова. Написали собственный сценарий, подготовили костюмы. Аккомпанировал постановке районный вокально-инструментальный ансамбль “Сартаукум”. Уже на другой год коллектив народного театра взялся за спектакль, посвященный 175-летию поэта Жамбыла Жабаева. Есть в копилке сельского храма культуры и детские сказки по мотивам народных легенд и сказаний, и постановки о любви. И к каждой готовятся от души, шьют костюмы. Благо в поселке талантливых мастериц в избытке.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть