1761

Бутылочку не выбрасывайте

Алматинка Ирина ИБАДИЛЬДИНА собирает бутылки. По помойкам не ходит, но подруг на употребление напитков подбивает.

Бутылочку не выбрасывайте

Бывает, заходит Ирина с подругой в супермаркет, подмигивает: “Может, водочки или вина?” Та удивляется: мол, по какому поводу? Да просто бутылка красивая! Девчонки знакомые юморят: “Ира, мы так сопьемся!”

- Это шутка, конечно, мне содержимое не нужно, - смеется Ирина. - Только тара.

Ирина - мастер-стеклодув, может оживить в витраже бабочек, цветы. Или сложит кусочки стек­ла, спечет их, и рождаются в печи чудные фрукты-овощи, смешная живность, осенние кленовые листья или новогодний Щелкунчик. Есть у нее и дизайнерские плафоны, посуда. Их она делает из бросовой тары.

- У нас в городе перерабатывают только светлое стекло. А синие и зеленые бутылки, банки, флакончики из-под духов алматинцы выкинут, - поясняет мастерица. - Так грустно засорять природу. Ведь эта гора стеклянного мусора никогда не сгниет. Круто же из того, что валяется у тебя под ногами, сделать что-то интересное.

Ирина показывает мне свою стекольную мастерскую. Вот трехлитровка из-под солений превратилась в водопад, синяя бутылка стала сервировочной тарелкой, у другой появились глаза из разбитых стаканов и губы-вареники из сплавленного донышка бутылки. Это, смеется Ирина, лицо девушки после ботокса. Некоторым ненужным литровкам повезло стать плафонами, подсвечниками, даже люстрами. Все это старье реинкарнировали при помощи техники фьюзинг.

- Это не просто вырезается из стекла, а спекается в специальной печи на разных температурах. Можно допечь или недопечь, получаются разные формы. Например, подвешиваешь на платформу трехлитровку, ставишь температуру повыше, один ее бок вниз стечет, вот и водопад. Тут главное - понимать, как будет себя вести стекло при разных теп­ловых нагрузках. Оно же живое! - до сих пор воодушевлена Ирина.

Играет температурами она и при создании елочных игрушек, украшений. Для них уже использует художественное разноцветное, более тонкое стекло. Из зеленого Ирина при нас раскроила разные треугольники, сложила их в форме елки, положила сверху разноцветные стеклянные кружки и… в печь. Каждый декабрь она придумывает новые новогодние коллекции.

- Кого только не запекала: смешных зайцев с морковками, балерин, мухоморы, сосульки, оленей и мишек! А к 2019-му, году Свиньи создала целую серию с поросятами. Такие они уморительные. Но на выставке их никто не взял, сказали: “Не халал”, - улыбается мастерица.

Замечаю у окна витражи с розой и бабочкой. Оказывается, именно с витражной живописи и начались ее хрупкие шажки по стеклу. Было это еще во время учебы в железнодорожном техникуме. Оттуда она вышла когда-то техником-электриком! Но не по душе юной Ибадильдиной оказалась первая профессия. Зато технические навыки сейчас в творчестве ой как пригождаются. Чтобы задумку из головы перенести в набросок, затем на стекло и правильно запечь, математика нужна! Кстати, после техникума пошла девушка учиться дизайну костюма. Набила мастерство до того, что вместе с мамой (а она у нее портниха) кроили, шили и вышивали особые чапаны. Их в подарок заказывали для тогдашних президентов стран СНГ. Были ее камзолы и у Бориса ЕЛЬЦИНА, и у Аскара АКАЕВА. Кто ж знал, что ее творческий путь, как в калейдоскопе, в такой узор сложится! Как-то супруг, продолжает героиня, выиграл стипендию по программе “Болашак” и вся семья укатила на два года в… Финляндию. Приехавшим предлагали бесплатные языковые курсы, а еще обучали витражному искусству. Вот где ее внутренний художник душу отвел!

- Я научилась сложнейшей технике - тиффани. Это когда ты каждый кусочек витражного рисунка вырезаешь, обтачиваешь, соединяешь при помощи медной фольги и паяешь. Такие витражи получаются более изящными, - показывает мне свои работы виртуозный стеклопек.

Примерно так же Ирина дает вторую жизнь и разбитой посуде. Идею взяла от японцев. Те издревле склеивали разбитую посуду при помощи полосок из золота под лаком. Это технология кинцуги. Алматинка же делает по-своему. Вот осталась ножка от фужера, обтачивает его, обволакивает медной фольгой и крепит стеклянные шарики. Витражный кубок готов!

- Если оказываюсь за границей, обязательно оставляю время на то, чтобы посетить мастерские стеклодувов, у нас таких специалистов нет, к сожалению. Вообще, мой кумир - Дэйл ЧИХУЛИ, это американский художник-стекловар. Его инсталляции - стеклянные фонтаны, водопады, цветы - украшают многие парки и сады мира. И у меня есть большая мечта, чтобы наш Ботанический сад оформил Чихули. Наш мир можно разукрасить стеклом! - улыбается Ирина.

Елена БАХАРЕВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть