Стимпанк по-казахски
Красоту из вторсырья в духе современного искусства, но с нотками этники создает кузнец из Шымкента
- Вот эта вещь заряжена на мир в нашей стране: поглядите, в овечьей шкуре жаворонок свил гнездо. Это рай для кочевника, нет войн, все процветают, царит изобилие. У народа столько скота, что птице, которая вьет гнездо на земле, среди травы, не найти места. Мы всегда мечтаем об этом. Работа не закончена - я поставлю в ней точку, и тогда такие времена придут, - щурится и смотрит вдаль Абдулла НАУРЫЗБАЕВ.
Познакомились мы с мастером на этнофестивале в Алматинской области. В конце сентября он собирается везти свои работы в Узбекистан, на совместную выставку. Следующий вояж - уже через океан: Абдулла-ага впервые повезет свой казахский стимпанк в Соединенные Штаты Америки.
На фестах мастер - фигура приметная, возле него тут же собирается толпа с мобильниками. Люди снимают, как кузнец укрощает огонь, как, разогнав с помощью ножной педали станок с тяжеленной кувалдой, расплющивает кусок металла. Станок он, кстати, сам собрал, по чертежам великого Леонардо да ВИНЧИ и по выкладкам таких же умельцев в YouTube, подогнав инструмент под себя.
В загадочный кузнечный мир Абдулла-ага пришел, разочаровавшись в профессии художника-оформителя, поработав в сфере строительства, даже в ювелирке. Думал, станет ремесленником - нужна была профессия, которая могла бы прокормить семью. Так, впрочем, и вышло - с продажи своих необычных работ и других изделий Абдулла-ага и живет.
Но не все так просто - кузнецом 66-летний Абдулла Наурызбаев стал, выйдя на пенсию. Построил мастерскую возле дома. Оборудовал там все ультрасовременно: чтобы не думали, что если кузнец, то он застрял в средневековье. Все по-настоящему: горн пышет, металл звоном бьет в уши. Но вот печь, к примеру, не на угле (чтобы не щекотать ноздри соседям), а на газе. Она и разогревается до нужной температуры в считаные минуты, и можно регулировать мощность. Железную, на угле, оставил для мастер-классов и учеников. Их, кстати, не очень много, что очень огорчает мастера - знания свои хочется кому-то передать.
Его дед Наурызбай, проживший жизнь в Ташкентской области Узбекистана, слыл в округе самым авторитетным кузнецом, искусным, умелым. Современный кузнец по-прежнему тяготеет к старинным вещицам, часто работает в стилистике прежних мастеров. Сейчас это уже приманки для туристов. Но вполне рабочие, как, например, утюг, которым раньше пользовались женщины, наконечники для стрел, украшения. И какое-то несусветное количество колокольчиков всех размеров и форм.
- Отпугивать злых духов? - спрашиваю.
- А! Не верю в такое, - отмахивается от мистики укротитель огня и металла. - Тут и положительные вибрации, о которых в старину, может, и не думали, и практическая польза. Звон колокольчика отпугивает змей - они уже не заползут в юрту, если он висит на входе. Поэтому и девушки-казашки носили на косах звенящие шолпы, отпугивающие ползучих тварей. Вешали колокольчики и на скот.
Его работы, которые он скромно называет интерьерными безделицами, хочется рассматривать, угадывать, из чего сделаны, и расспрашивать мастера, что он в них зашифровал. Кажется, он нацелен на эколинию, потому что может долго рассказывать, куда приладил трубу, где пристроил россыпь гаек, а где шурупы превратились в волнуемый ветром ковыль.
- Вот бредут, согнувшись от порывов ветра и дождя, древние, как степь, сайгаки. Нас же многих теперь раздражает пришедший в мае холодный дождь со снегом. А ведь он нужен для того, чтобы родились сайгачата, окрепли под холодными струями и выжили в степи, - истории все не кончаются.
Вот застыли мать и дочь у старинного тандыра - он сделан из использованных труб. Смотришь и чувствуешь вкус свежеиспеченного хлеба. Еще работает мастер над большой работой “Скотный двор”.
Абдулла-ага признается: несмотря на художественное образование (смеется: еще в школе мог так написать портрет ЛЕНИНА - все поражались), он не делает наброски своих будущих работ. Картинка рождается в голове и там живет до воплощения. Показав свои порой ультракреативные работы, он обязательно достанет старые-престарые путы для лошадей. Их сделал еще тот самый легендарный дед - кузнец Наурызбай. Путы в виде головы змеи, глотающей свой хвост, огромные, тяжелые - конники до сих пор поражаются: что за гора-жеребец носил кузнеца! Потом махнет рукой в сторону своего новодела и признается: его поражает, как предки без сварки могли скрепить железо, связать его так, что путами этими можно пользоваться и сейчас. Вот к этому совершенству предков и стремится мастер.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы