Аукцион неслыханной щедрости
Со скрипом, но все же продолжается в Шымкенте процесс возврата казенного имущества, приватизированного несколькими аффилированными компаниями, в руках которых еще недавно была сосредоточена практически вся сфера вывоза ТБО, санитарной очистки и благоустройства улиц. Часть его, включая городской мусорный полигон, уже возвращена. За остальное нужно судиться. К слову, иск об отмене сделок прокуратура Шымкента подала после публикаций в газете “Время” и поручения Генпрокуратуры. Рассказываем, что было дальше.
Картельный сговор, приватизация госимущества, выдавливание с рынка конкурентов и судебные разбирательства - то, чем запомнились развернувшиеся в прошлом году “мусорные” войны (см. “На мусорном фронте - без перемен”). А до этого два госпредприятия-монополиста, занимавшиеся вывозом и утилизацией ТБО, а также саночисткой и благоустройством улиц, в бытность акимом города Габидуллы АБДРАХИМОВА были проданы в ущерб бюджету, но с выгодой для покупателей.
При этом эти компании, на балансе которых числились земельные участки, техника, офисные помещения, а также приличный штат сотрудников, убыточными вовсе не считались. Однако решением экс-акима Абдрахимова их выставили на торги. Особенности этих сделок по продаже госимущества и обнародовала год назад наша газета (см. “За сущие копейки”).
Первая госкомпания, выставленная на торги, - ТОО “Таза кала”. На ее балансе числились три земельных участка, включая городской мусорный полигон площадью 29 гектаров, и много разной техники. И все это добро новый собственник получил почти даром - всего за 2 миллиона 115 тысяч 809 тенге. Такой аукцион неслыханной щедрости стал возможным благодаря существующим правилам, согласно которым если первые торги не состоялись, то в ходе вторых стоимость имущества можно опустить до половины оценочной, ну а в третий раз отдавать за ту цену, которую предложат. Вот и предложил бизнесмен Галым САДИБЕКОВ, владелец мусороперерабатывающего завода Green Line, те самые 2 миллиона как единственный участник аукциона.
И вот спустя пять лет, с началом процесса возврата приватизированной коммунальной собственности, имущество ТОО “Таза кала”, включая мусорный полигон, Галым Садибеков вернул. Подчеркивают, что добровольно.
- Собственно, ТОО “Таза кала” уже не существует, техника в таком состоянии, что ее только списывать, - утверждает руководитель управления развития комфортной городской среды Шымкента Ержан ЖОЛДАСОВ, назначенный на эту должность осенью прошлого года.
В 2019-м на торги было выставлено еще одно коммунальное предприятие по саночистке и благоустройству центральных улиц Шымкента - ТОО “ЛТД Турмыс”. Эту компанию, оценочной стоимостью 845 миллионнов тенге и с ежегодной прибылью 1,5-2 миллиарда тенге, приватизировали по частям. Долю в 51 процент еще в 2015-м выкупило ТОО “ЭкоСпецТранс”. Почти 380 миллионов тенге выплатил субъект микропредпринимательства, обслуживающий лишь несколько участков в двух районах города. В числе его учредителей - Галым Садибеков. Оставшиеся 49 процентов доли были проданы на аукционе за 212,8 миллиона тенге ТОО “ШымкентСпецКомплекс”, в учредителях которого значился все тот же Садибеков.
Он же после приватизации и стал руководителем ТОО “ЛТД Турмыс”. Так благодаря ловко проведенной приватизации госимущества в Шымкенте образовался картель из четырех компаний, занявших доминирующее положение в сфере санитарной очистки города и вывоза ТБО. Объем доходов с тендеров только у “ЛТД Турмыс” достиг 4,5 миллиарда тенге. В аффилированности были заподозрены еще несколько ТОО и одно ИП, которые если и брали лоты по саночистке, то всю технику арендовали у него.
Первым этот пазл в декабре 2021 года сложил департамент по защите и развитию конкуренции Шымкента. Собирая доказательства явного картельного сговора, его сотрудники обнаружили идентичные IP-адреса участников тендеров, схожую стоимость услуги и время публикации заявок с разницей в час. Иными словами, участием в конкурсах госзакупок от имени всех компаний занимался один сотрудник.
- Было очевидно, что все конкурсы по санитарной очистке и благоустройству по всем четырем районам Шымкента были заранее спланированы, как и их результаты, - обрисовал ситуацию руководитель департамента Ернар КОСБАЕВ. - В связи с этим мы инициировали расследование в отношении этих субъектов.
Впрочем, завершить это расследование не дали. Компании, в отношении которых началась проверка, подали в суд. Затем последовали апелляционная и кассационная жалобы. В итоге Верховный суд поддержал позицию антимонопольного департамента по картелю.
В июле прошлого года, после публикаций в газете “Время”, прокуратура Шымкента подала иск в специализированный межрайонный административный суд.
- В иске были заявлены два требования, - пояснил старший помощник прокурора Шымкента Улан ОРМАНОВ. - Признать недействительными итоги электронного аукциона о продаже доли ТОО “ЛТД Турмыс” и договор купли-продажи, заключенный между управлением финансов и ТОО “ШымкентСпецКомплекс”, а также взыскать с этого ТОО ущерб в доход государства в виде 100 процентов чистого дохода ТОО “ЛТД Турмыс” за период с 2019 по 2021 год в размере 373 миллионов 795 тысяч тенге. Мы установили, что оценочная стоимость трех участков была занижена на 9 миллионов 244 тысячи тенге. Это и стало основанием для требования отмены договора.
Суд первой инстанции иск прокуроров удовлетворил в полном объеме, несмотря на возникшие и после оспоренные претензии по сроку исковой давности. Но точку в деле ставить рано: апелляционную жалобу проигравшая сторона подала сразу. Еще одна жалоба - от управления финансов Шымкента, не согласного с выводами суда о нарушении условий проведения аукциона и намеренном предоставлении преимуществ победителю торгов.
- С выводами о причинении ущерба государству мы категорически не согласны, - заявила адвокат ТОО “ШымкентСпецКомплекс” Наталья БУРМИСТРОВА. - В деле отсутствуют доказательства того, что компания своими действиями нанесла ущерб государству, тем более что доля ТОО “ШымкентСпецКомплекс” составляет 49 процентов. Судом ведь так и не установлено, сколько в итоге получила компания от своего участия в ТОО “ЛТД Турмыс”. Но очевидно же, что это не 100-процентная прибыль, ведь есть еще и другой участник, владеющий 51 процентом доли. Считаем, что рассмотрение дела было необъективным.
К слову, аргумент проигравшей стороны относительно того, что нет в законе “О госимуществе” и в правилах его приватизации понятия об аффилированных лицах, как не предусмотрено и ограничения их участия в одной сделке, признают и прокуроры. И тут, что называется, не предъявишь. Но выводы после столь показательной истории приватизации по-шымкентски, когда казенное имущество уходит задарма в частные руки, все же должны быть сделаны.
Алиса Масалёва, Шымкент