Прима деревянная, но сколько в ней огня
Свои лучшие спектакли привезли в Алматы кукольные театры разных стран
На этой неделе в городе гостят и работают необычные артисты. Райдер у них такой, что Голливуд отдыхает: для них требуются самые комфортабельные ящики! Эти артисты - народ нежный, даже режиссер перед ними на цыпочках бегает. Ну а вдруг от обиды у примы станет заедать рука? Замену артистке найти практически невозможно. Зато и творческий век у этих лицедеев долог - могут сто лет пролежать на полке и сыграть на ура юную Джульетту.
VI Международный фестиваль кукол “Ортеке” скроен из спектаклей театров из Турции, Грузии, Узбекистана, Кыргызстана и впервые Южной Кореи. Вне конкурса, но на сцене с мэтрами оказались студенты Казахской национальной академии искусств им. Жургенова. Фестиваль не ограничился одной театральной площадкой. Представления, бесплатные для зрителей, прошли на сценах Государственного театра кукол, Республиканского государственного академического корейского театра музыкальной комедии и Тотального театра.
- Заявок на участие поступило много. Очень дотошно и с пристрастием пересмотрев весь присланный материал, мы включили в конкурсную программу 12 постановок. Выбирали самые интересные и креативные. Еще четыре показали зрителю вне конкурса. Ну как держать в закромах такой материал? - рассказывает председатель оргкомитета фестиваля Людмила НИ.
Открывая фестиваль, настаивали: не нужно думать, что кукольный театр - детский, простенький, с четко очерченными границами добра и зла. Все как один режиссеры уверяли: юный зритель - самый взыскательный и фальшь считывает в секунду. Взрослых же звали удивляться - тандем куклы и человека может выдать на сцене совершенно серьезную, пробирающую историю.
Например, историю о любви. Легенда о Козы-Корпеш и Баян-Сулу, воплощенная в спектакле Мангистауского областного театра кукол по пьесе Габита Мусрепова, лишена ярких красок. Все намеренно аскетично - белое и черное. Как весь мир для влюбленных, которым мешают быть вместе.
Балет в куклах и история происхождения всего живого на земле - попытка поговорить о жизни уже с детьми от столичного театра кукол. В спектакле “Это я нарисовал”, как в фантастическом фильме, уживаются и люди, и динозавры, и даже поднимаются проблемы наркомании.
Узбекский творческий телепорт перенес зрителей в самую настоящую чайхану, где литрам чая счета нет, как нет конца и самым разным разговорам. А кто только не заглядывает сюда на огонек! Однажды под гостеприимные своды заглянули и кукольники. Об этом рассказали артисты Ферганского областного театра кукол. Кстати, в “Музыкальной чайхане” совсем нет слов. Мешает ли это зрителю добраться до сути?
- Язык кукольного театра универсален - есть в спектакле слова или нет, зритель все считает без труда, - говорит СОН У Кен, режиссер Корейского театра кукол FFWANG. - При постановке нашего спектакля мы обратились к итальянской комедии масок: наш герой, этакий Пульчинелла по-корейски, колесит из провинции в провинцию и обучает людей, а еще подшучивает над неучами.
Театр FFWANG привез на фестиваль спектакль “Хонг Доджи и Исими”, который собирается прокатить потом и по другим международным фестивалям.
- Я так часто бываю в Казахстане, что в Грузии стали шутить, что ваша страна - моя вторая родина, - улыбается представитель Кутаисского государственного профессионального кукольного театра и член жюри фестиваля Лаша ЧХАРТИШВИЛИ. - Приятно наблюдать за тем, как в последние годы в вашей стране развивается театр. Очень высокий уровень показывают, в частности, Государственный театр кукол и Тотальный театр. Они становятся все более узнаваемыми за пределами Казахстана.
Сами же грузины привезли к нам совершенно удивительное прочтение “Гадкого утенка”. На сцене творилось форменное волшебство: в кукол, играющих в спектакле, превращалась кухонная утварь - чайники, кастрюли, поварешки и даже небольшая гармонь!
Видавший виды чемоданчик, разноцветные платки, летящие в воздух, а уже через секунду на сцене двое вечно ссорящихся работяг - каменщик Хадживат и кузнец Карагез. Гости из Турции представили вниманию зрителя кукольный спектакль от театра TIYATRO TEMPO. У появления театральных персонажей есть печальная легенда. Словесные перепалки этих двоих так забавляли строителей, что стройка останавливалась, а ведь султан Орхан строго-настрого велел застроить захваченную Бурсу мечетями. Сварливых работяг повесили в назидание другим. А опечаленных коллег утешили, вырезав их фигурки из верблюжьей кожи. Легенда не имеет ничего общего с реальностью - театр теней в Турции появился на два века позже. Но так же, как занимал он зрителей сотни лет назад, актуален теневой театр и сегодня.
Турецкие артисты провели мастер-класс для участников фестиваля. Поднявшись на сцену и даже пройдя за кулисы, зрители смогли попробовать и сами “поруководить” куклой, увидели, как оживает театр теней, и убедились, что на сцене не просто куклы, а самые настоящие артисты.
По итогам фестиваля определили победителей: лучший спектакль - “Гадкий утенок” Кутаисского государственного кукольного театра. Лучшие актеры - в спектакле “Абай. Впечатления” Государственного театра кукол Алматы. Лучший кукловод - ХВАН Со Гён (Южная Корея). Лучшая сценография - Юлия ЧЕРНОВА в спектакле “Дюймовочка” Тотального театра Алматы. Лучший художник кукол - Асия КУРМАНАЛИНА из Актюбинского областного театра кукол “Алакай”.
Юлия ЗЕНГ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы