1913

Как наши корреспонденты боролись за депутатский мандат

Наука побеждать!

Когда мне предложили стать кандидатом в депутаты областного маслихата по списку Amanat, я, можно сказать, обалдела. Это был неожиданный поворот. И еще неожиданнее стало, когда объявили, что попытка оказалась небезуспешной.

За всю свою жизнь я ни в какой партии не состояла. Разве что в партии любителей кофе. “Журналист должен быть беспартийным и желательно атеистом”, - твердила мне на заре моей карьеры ветеран-газетчик Тамара МАКСИМИХИНА. А тут мне выкатили арбуз: “Выдвинете свою кандидатуру?”

В Amanat объяснили, почему я вызвала интерес: в этом году для маслихатов увеличена квота на женщин, молодежь, а также на представителей не коренных этносов. В общем, три в одном. Плюс достаточный опыт работы в общественно-политической газете. Но сразу предупредили, что в маслихат можно попасть только при удачном исходе выборов и с учетом того, кто как работал в агитационную кампанию.

Для начала надо было вступить в партию. Я написала заявление, приложив свои документы и супруга, и заполнила анкету (там спрашивали про образование, наличие детей, основное место работы). Далее, как будущий кандидат в депутаты, отнесла специальную форму отчетности для налоговой, в которой отражается, есть ли у меня, грубо говоря, золото, бриллианты за рубежом, или мой капитал.

Когда в областной территориальной избирательной комиссии все документы приняли и зарегистрировали, в партии начались вебинары по теме “Как вести себя перед избирателями”. Информация оказалась полезной: к примеру, нас научили принимать вопросы и критику от избирателей как подарок, превращать минусы в плюсы. В будущем мне эти знания, уверена, пригодятся.

18 февраля, за день до начала агитации, кандидатов в депутаты облмаслихата по партийному списку и одномандатников собрали во фронт-офисе Amanat. Там я увидела, что в качестве кандидатов зарегистрировались известные в городе и стране люди: волонтер скорой помощи Арман КАСЫМОВ, лидер объединения для особенных жителей региона “Бiз де адамбыз” Гульназ КОСМУРЗИЕВА, журналист телеканала Caspian news Казбек КЕРТАЕВ. Увидела во время телемоста и своих коллег из других регионов. Позже поняла, что партия по всей республике решила привлечь известных людей из разных сфер деятельности, наверное, тем самым сделать перезагрузку.

Итак, обучив правилам общения с избирателями и раздав экипировку - свитеры и куртки с логотипом партии, нам дали добро на целый месяц агитации. Поначалу был страх - бросают, будто на амбразуру, тем более в последнее время практически все партии народ в сети кроет чуть ли не благим матом.

Но на встречах оказалось все иначе. Мы общались с избирателями на предприятиях, в организациях. Да, люди были и закрытые, и сердитые. И их понять можно: пришли тут, кандидаты, от работы отвлекать.

Не скрою, я земляков понимала. Мне казалось, что им нужно побыстрее поставить галочку “прослушал”, и дальше на работу. Но потом поняла: мы-то раскручиваем собеседников на диалог, чтобы избиратели делились проблемами, которые потом расскажем в партии! Так что вторая и все последующие встречи прошли уже активнее.

Люди выдвигали свои предложения, как улучшить жизнь в стране. Большинство женщин просили нас в случае победы на выборах замолвить слово о снижении пенсионного возраста именно для дам. Мужчины делились мнениями об уровне воды в Урале (предлагали написать заявление о том, чтобы российская сторона сбросила для нас воду), о плохой экологии - тут все как один голосили вернуть ранее существовавший при Советском Союзе районный коэффициент за вредность (и судя по последним событиям в Атырау - выбросы за выбросами, пожары - это нужно как воздух!). Так как предвыборная программа была поделена на ряд блоков, к каждому вопросу жителей мы находили ответ в программе (и теперь нужно требовать исполнения от госорганов).

В период агитации запомнилась мне акция “От двери к двери”, когда кандидаты ходили по домам, чтобы позвать людей на выборы и заодно поинтересоваться проб­лемами. Надо сказать, нередко атыраусцы были раздраженными.

- Нет чтобы детские площадки построить, вы все тут в кофтах-униформах ходите! Почем брали? Сколько из бюджета потратили на экипировку? - спросил в разгар агиткампании пришедший в общественную приемную партии молодой человек.

- Такое бывает, не бери близко к сердцу, - посоветовала ветеран партии Баянсулу ТЫНЫБАЕВА, помогавшая в проведении общественной приемной.

Но, откровенно говоря, житель был прав - детских площадок в Атырау действительно не хватает, о чем я раньше неоднократно писала в своих статьях.

Хотя в целом настроение избирателей было позитивное, люди ждут от выборов, от новых депутатов перемен к лучшему. Удивленные друзья присылали фото агитационного баннера, где я в окружении своих соратников представлялась как кандидат от партии. Обещали проголосовать.

Интересно, что больше всего за исход выборов переживала моя дочь. Пятиклашка рвалась лично голосовать, лишь бы мама победила.

- Ты стала депутаткой или нет?! - спросила она как раз в день оглашения итогов голосования. И когда услышала положительный ответ, обрадовалась.

Надеюсь, смогу оправдать доверие народа. Это, может, и банально звучит, но я в отличие от многих хотя бы попытаюсь.

Надежда ТУЛИНА (Шумилина), Атырау

Выборное послевкусие

В депутаты я подалась осознанно - для меня это тот же гражданский активизм, который в той или иной степени присутствует в жизни журналиста. То же волонтерство. И те же задачи по решению проблемы, только уже отдельно взятого района или жилого массива.

Увы, настроение и ожидания простого народа от выборов оказались безрадостными. Люди откровенно демонстрировали: они давно никому и ни во что не верят. Властям и депутатам в том числе, их планам и обещаниям.

Народ невозможно было чем-либо воодушевить и никак не удавалось развеять его скептицизм, а ведь я далеко не плохой оратор, причем на двух языках!

- В крохотном Кыргызстане почти 300 политических партий. У нас количество куда скромнее, но участие семи партий в выборах - уже достижение. Это пойдет только на пользу активности граждан! Мы должны быть обществом, а не толпой, ведь толпой легче управлять, - пламенно заявляла я.

- А мы тут при чем?! Посмотри, суды завалены делами бывших небожителей. Не простого сторожа или курьера судят, а чиновников, своровавших миллиарды народных денег. И вообще, для начала хотя бы воду остановите, деньги-то были выделены на паводок немалые! - примерно так повсеместно реагировал электорат на предвыборную агитацию.

В городе тем временем улицы уже заливала талая вода, а позже, впрочем, и районы поплыли.

При этом абсолютное большинство земляков на словах поддерживали любое предложение изменить ситуацию к лучшему. А далее народ сыпал убедительными аргументами и на пальцах доказывал, почему и в Актобе, и вообще в стране что-либо изменить невозможно.

Как журналист, я не могла не согласиться с аргументами земляков. Последние три года актюбинцы действительно стали свидетелями, как местная власть с подрядчиками попросту сорит народными деньгами направо и налево. Взять, к примеру, строительство и ремонт дорог. Прошлым летом в Актобе за миллиарды тенге приводили в порядок ряд улиц. Результаты оказались просто вопиющими: недостающие остановки, а также отсутствие тротуаров, арыков и фонарей. Думаете, чьи-то головы после этого полетели? Нет. Кто-то из подрядчиков вернул деньги? Увы.

Те же велодорожки и мосты. Словно нет счета народным деньгам, а вот о качестве выполненных подрядов - желательно негромко.

- Наши дороги не агашкин бизнес! Я, если стану депутатом, буду требовать прозрачности бюджетных средств! - говорила я и тут же натыкалась на усмешки.

- Нет, ваши фирмы потом будут выигрывать в тендерах, вы будете пилить народные деньги и запоете по-другому! - заявляли горожане и приводили конкретные примеры.

И правда - в Актобе компания одного известного депутата получает миллиарды за освещение города, при этом то, как она справляется, вызывает возмущение народа. Есть и другие кейсы.

Бюджетники на встречах делились, что устали батрачить по весне и осени на территориях, которые наверняка закреплены за конкретными подрядчиками. Тренеры спрашивали, когда уже облспорт вовремя начнет перечислять им средства, чтобы они не брали кредиты на соревнования. Родители интересовались, как долго ждать очереди в бесплатные секции. А еще народ просил новые школы, детсады, прочный асфальт, своевременный вывоз мусора, деДские сады, бесплатные кабинеты психотерапии…

Картину в дни выборов до мельчайших подробностей предсказали жители. Признаться, я много раз освещала выборы, однако такой низкой явки, как 19 марта, мне не приходилось видеть ни разу за последние два десятка лет.

На многих участках (бесчисленные видео в сети с выступлениями наблюдателей тому доказательство) людей было очень мало. На участки в моем избирательном округе 19 марта и вовсе пришли по 250-350 человек. Но это никак не сказалось на итоговых результатах.

К примеру, в своем округе я шла на третьем месте. За первое и второе места боролись два других кандидата. Максимум за меня отдали голоса более 200 человек! Но каково же было мое удивление, когда ТИК позже выдала в шесть раз больше голосов, якобы отданных за меня. А тот, кто в день выборов как минимум был на втором месте, оказался на третьем. Я, естественно, молчать не стала...

И такая ситуация была на многих участках. Пришло одно количество избирателей, а в конечном счете получилось в два раза больше проголосовавших. Чудеса, да и только! Хотя даже при этом в итоге явка оказалась низкой.

Я связываю низкую явку избирателей разочарованием от проводимой политики на местах, а также усталостью от выборов. Два года назад в стране прошли выборы в парламент. И параллельно - в маслихаты всех уровней. В прошлом году мы выбирали президента. Теперь вновь посыпались обеты и посулы, бесконечные обещания и заверения.

А ведь, по сути, особо ничего за это короткое время не изменилось. Даже ухудшилось - в Актобе, по крайней мере, точно. И проводить агитацию в преддверии паводка на фоне разбитых дорог, гор мусора, разлетающихся и сыплющихся объектов, построенных на народные деньги, было просто некомфортно. Народ и правда устал.

В гормаслихат я в итоге не прошла. Тем не менее параллельно с основной работой продолжаю рассказывать людям о граж­данском активизме, бюджете народного участия, работе с открытыми данными. Это состояние моей души никак не зависит от наличия или отсутствия мандата. Я все же оптимист.

А еще считаю, что власть просто обязана отобрать настоящих активистов из бывших кандидатов и включить их в экс­пертные группы и составы общественных советов. Если к ним не прислушиваться, не находить точек соприкосновения, не использовать их потенциал, то это может привести к еще большему разрыву между обществом и властью.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть