2676

А потом голову запекаешь в духовке…

Какие стороны жизни успешного адвоката скрыты от широкой публики

А потом  голову запекаешь в духовке…

Марину АСИМИ в Алматы многие знают как толкового юриста. Процессы, апелляции, кассации. Но это днем, а ночью на своей кухне она… создает портретных кукол.

Вот недавно в ее кресле поселился Виктор Цой с гитарой, в зале воцарилась грозная властительница Томирис. А напротив нее расплывается в улыбке чатланин Уэф: “Ку!” - герой Леонова из кинофильма “Кин-дза-дза!”.

Какой творческий юрист! А Марина с ходу: “Нет-нет, никогда не рисовала, даже из пластилина ничего не лепила, ну, шить немного умела”. Какие художества, когда у тебя папа - подполковник милиции, а мама работала в суде? Марина уже примерно с девятого класса решила родителей не удивлять, династию не прерывать. Окончила Академию МВД, семь лет отработала в органах внутренних дел, потом ушла на гражданку. Работа ладилась, кипела, но чего-то не хватало. Куда еще руку приложить? И тут был Марине мистический знак.

Однажды прогуливалась наша героиня по берегу моря, наслаж­даясь отпуском на китайском острове Санья. И вдруг…

- Море было совершенно спокойным, неожиданно набегает волна, и о мои ноги что-то ударяется. Смотрю вниз, а там камень. Переворачиваю, а на нем гравировка с золотыми иероглифами. Откуда он в море? Взяла с собой. Позже выяснили, что это буддийская мантра, она гласит: “Верь в чудеса”! К чему бы это, тогда поду­мала я. А потом началось… - вертит в руках камень собеседница.

Случайно Марина попала на выставку кукол. Так ее потряс этот мир, что она захотела в него войти. Тем более и знак был - “Верь в чудеса”. Cначала попробовала шить тканевых кукол. Но быстро наскучило. Со сложной пластикой на лице не поиграешь: ни рельефов тебе, ни морщин, ни мимики. Такое, узнала Марина, можно получить только при лепке на полимерном пластике. Купила материалы и села штудировать мастер-классы онлайн. Пошли из-под ее руки разные герои: то озорные девчонки с ямочками на щечках и хитрющим взглядом, то семейка цыган на свадьбе - шумная, яркая. Есть в ее коллекции и султан Сулейман. Его она лепила с мужа. Уж очень он оказался похож на османского правителя. Здорово вышло! Но не всегда кук­лы получаются сразу такими, какими их задумала творец.

- Делала Бабу-ягу, а в итоге вышла добрая бабушка-травница, и даже имя само к ней пришло - Ефросинья Поликарповна. Я добрый человек, открытый, злых кукол делать не могу, - пожимает плечами кукольный мастер.

Единственное исключение, кивает в сторону куклы Марина, это Томирис. А та смотрит на меня так грозно, напряженно, будто перед ней перс. Кстати, в тот момент, когда кукла создавалась, ее автор из-за неприятных событий в жизни была так подавлена и зла, что выплеснула все эмоции в пластик. Зато как живо получилось!

- Взяться за Томирис мне предложил муж. Рустам, кстати, снимался в массовке этого фильма. Он же мне дал номер телефона Альмиры ТУРСЫН, сыгравшей Томирис. Прежде чем приступить к работе, мне захотелось попросить у нее разрешения, ведь лепила куклу я с нее. Она с радостью согласилась, попросила прислать фото готовой работы, - раскрывает подробности Марина.

Понравился актрисе двойник из пластика? Марина с гордостью показывает ее сообщения: “Вау, как здорово! Выглядит как живая, вы уловили взгляд, характер, настроение героини!” Скопировать героиню в кукле до малейшего изгиба бровей получилось за счет сложной техники - портретной. Для этого мастер погрузилась в изучение скульптуры и анатомии человека. Все свои познания в портретке она опробовала на Викторе Цое. Копию рок-певца сделала высотой 120 сантиметров - на крупном формате лучше оттачивать мастерство. Все время, пока клона рок-звезды не забрали на выставку, сидел он в кресле в зале. Утром домашние заходили и вздрагивали. Да и в течение дня не по себе было, говорит Марина, как будто посторонний человек в доме. А потом ничего, привыкли. Новый член семьи.

- Я давно его хотела сделать, мне приятно его творчество, ну и личность серьезная. Плюс он сложный в исполнении, черты лица нестандартные, вдобавок у него неправильный прикус. Я его полгода создавала. Сначала референс делаешь - это когда подбираешь много фото героя в разных ракурсах, потом болванку. На фольгу накладываешь пластик, придаешь форму, выделяешь все контуры и изгибы, делаешь глаза, нос, губы. Потом запекаешь голову в духовке при температуре 30 градусов, - объясняет кукольница.

Как только голова готова, Марине приходится трепанировать череп, то есть вскрывать его и насаживать новый мягкий пластик. В него проще вживить волосы. По два волоска под лупой. На прическу рок-музыканта ушло шесть ночей. “А вы его руки видели?” - спрашивает Марина. Они максимально реалистичны, даже вены видно. А вот тело куклы из синтепона. 20 метров ушло. Полностью из пластика делать куклу нет смыс­ла. Она будет тяжелой, не поднимешь, и безумно дорогой.

- Например, вот эта упаковка пластика, 450 граммов, стоит 10 тысяч тенге. только на голову Цоя ушло три килограмма пластика, два с половиной килограмма - на руки и ноги. Отдельная статья расходов - ткань для одежды и аксессуары. Виктору, допустим, пришлось из Караганды выписывать шестиструнную гитару из вишни. Она одна нашлась на весь Казахстан. Кстати, мне видится, что он у меня играет: “Перемен требуют наши сердца…” - напевает Марина.

В общем, хобби влетает в копеечку - себестоимость куклы Цоя, к примеру, около 400 тысяч тенге. Но денег не жалко, кто-то их в кабаках просаживает, другие на шопингах, а она за куклами сидит. Это ее отдушина, да и результат есть. Ее кукол сейчас забрали на одну выставку, потом на другую - в Центральный государственный музей. Просят отправить пластиковых героев и москвичи. Это начало. Марина хочет “доточить” мастерство и заявиться со своими подопечными на ежегодный московский кукольный бал.

- Скоро начну делать мужа Томирис Аргуна. Затем ее подругу Сардану, царя Кира и Шамана. Хочу сделать целую серию кукол - копий главных героев этого фильма. Но это позже, сейчас я отдыхаю от кукол, недели две мне нужно, чтобы перезагрузиться, - говорит Марина.

Как переза­грузиться? Полежать на диване с любимой книгой, сходить в салон красоты или SPA? Нет. Смена деятельности и есть отдых. “Смотрите, нравится вам моя венецианка в коридоре? Сама делала”, - поглаживает она стены в обновке.

Ее и огородик у дома ждет. В голове уже есть идеи нового ландшафтного дизайна. Это что, добавляет Рустам, Марина как-то взяла и вырастила из семян пять тысяч петуний. Весь дом ими заставлен был. Часть уехала на дачу, остальное раздали соседям: пусть мир будет ярче!

- В детстве у нас с родителями было 25 дачных соток земли и еще бахчи. Все по детским лагерям, а мы с братом арбузы и дыни выращиваем и продаем. Я тогда думала: “Ну почему?” Зато в сложных 1990-х бахча нас кормила, а потом и выучиться мне помогла. А сейчас так благодарна родителям, что привили трудолюбие. Поэтому я и могу сейчас все совмещать - и юриспруденцию, и садоводство, и домашние дела, и моих любимых кукол, - улыбается мастер.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Марины АСИМИ, Алматы

Поделиться
Класснуть